ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
МОНОГРАФИИ СБОРНИКИ СТАТЕЙ АЛЬМАНАХ

Сборник программ учебных курсов Института европейских культур

Предисловие

Д.П. Бак,
заместитель директора ИЕК

Современные технологии культурологического образования и дидактическая концепция Института европейских культур

Институт европейских культур был создан в 1995 году усилиями трех учредителей: Российского государственного гуманитарного университета (Москва), Рурского университета (Бохум, Германия) и Высшей школы социальных исследований (Париж, Франция). В Институте на протяжении двух лет дневного обучения получают второе высшее образование специалисты-гуманитарии из России и стран СНГ - филологи, философы, психологи, историки, социологи, журналисты, искусствоведы.

Во многих смыслах ИЕК - вполне традиционное учебное заведение, его выпускникам вручаются дипломы государственного образца по специальности "Культурология". Вместе с тем, в работе Института, в его учебной и научной концепции присутствует немало нетрадиционных, быть может, даже рискованных в условиях современного российского "рынка образовательных услуг" особенностей и дидактических акцентов.

Прежде всего следует подчеркнуть, что Институт в гораздо большей степени делает ставку на фундаментальное образование, нежели на конкретные, актуальные здесь и сейчас технологии "гуманитарного производства". По мнению ведущих преподавателей Института европейских культур, следовать сиюминутным технологическим новациям в нынешних условиях не только нецелесообразно, но в каком-то смысле опасно. Технологии журналистской, менеджерской, научно-исследовательской и т.д. работы меняются столь же стремительно, как программное обеспечение персонального компьютера. В отсутствие фундаментальных знаний, глубокой заинтересованности в освоении алгоритмов современной культуры невозможно добиться достойных результатов ни в практической деятельности, ни в науке о культуре. Значит, наибольшее прикладное значение в гуманитарном образовании имеют те дисциплины, которые, по видимости, "бесполезны", как, например, латынь в программе классических университетов прошлого. Отсюда в учебном плане Института европейских культур такие курсы, как "Основные стратегии гуманитарного знания", "Методология гуманитарного знания" и т.д.

В названии учебной специализации выпускников ИЕК ("Теория и история европейских культур. Новое время") отражен профиль деятельности Института - изучение основных закономерностей развития европейских культур последних десятилетий. Сложнейшие процессы формирования нового европейского сообщества наций, регионов и государств, алгоритмы вхождения России в европейское культурное пространство - таков событийный и исследовательский контекст учебной деятельности ИЕК. Именно по этим причинам в расписании слушателей Института присутствуют такие курсы, как "Подходы к изучению повседневности", "Репрезентация природы в текстах новоевропейской культуры", "Вещь в искусстве ХХ века" и т.д.

Структура предлагаемого сборника соответствует предписаниям Государственного образовательного стандарта по специальности "Культурология". Поэтому представленные в нем программы курсов выстроены не в соответствии с хронологической последовательностью их изучения, а сгруппированы по циклам учебных дисциплин Госстандарта. Вместе с тем, составители книги стремились отразить в ее композиции непростой процесс адаптации "универсальных" государственных предписаний к особенностям дидактической концепции Института европейских культур. Конкретное наполнение основных позиций стандарта теми или иными учебными курсами происходило не автоматически, но всякий раз являлось результатом продолжительных дискуссий и осознанно сделанного выбора. Все это, по мысли составителей, должно создать особый сценарий чтения предлагаемой книги, если угодно - интригу. Авторы сборника стремились настроить читателя не на механическое перелистывание свода "учебно-методических документов", но побудить его к заинтересованному соучастию в построении книги.

По каким причинам в разделе Госстандарта "Искусство" представлены курсы "Введение в искусствознание и теория изобразительных искусств" и "Основные интерпретационные стратегии современного искусствознания"? - вопросы подобного типа приблизят читателя нашей книги к достижению истинного "удовольствия от текста", согласно известному определению Ролана Барта.

Учебный план Института европейских культур включает курсы различных жанров и уровней. Основной принцип сочетания курсов - переход от первоначальных, стартовых условий усвоения материала (курсы первого-третьего уровней) к самостоятельной научной работе слушателей ИЕК (четвертый-восьмой уровни).

Прежде всего следует упомянуть о систематических вводных курсах первого уровня, выстраивающих исходную систему терминов и аксиом в той или иной области научных исследований (например, "Введение в социологию культуры"). Значительное внимание уделяется также изучению истории, философии, искусства, литературы XX века (курсы второго уровня, например, "Европейская литература XX века"). Третий уровень представляют семинары по актуальным проблемам современной культурологии Европы (например, "Проблемы изучения массовой культуры"), четвертый уровень - спецкурсы по отдельным частным аспектам теории и истории культуры (например, "Устные традиции в типологическом и семиотическом рассмотрении", "Современный кинопроцесс" и т.д.). Пятый уровень учебной деятельности слушателей ИЕК - работа в дипломных специализированных семинарах, в рамках которых заслушиваются и обсуждаются фрагменты будущих дипломных проектов.

Кроме систематического набора учебных курсов, в течение каждого учебного года организуется цикл трехдневных учебно-научных блиц-конференций под общим названием "Междисциплинарные аспекты европейских культур" (шестой уровень). Каждая мини-конференция представляет собою своего рода мастер-класс, включающий как лекции ведущих отечественных и зарубежных ученых из университетов Германии, Великобритании, Франции, Италии, так и доклады слушателей ИЕК, а также развернутые обсуждения и дискуссии. Наконец, лучшие слушатели и выпускники ИЕК принимают участие в традиционных выездных Летних академиях, организуемых Институтом совместно с партнерами из университетов России, Украины, Германии и Австрии. Участие в работе Летних академий (седьмой уровень образовательного процесса) является заключительным этапом обучения в Институте европейских культур.

Все программы, представленные в настоящем сборнике, являются оригинальными авторскими разработками, развивают разнообразные научные и дидактические традиции. По этой причине составители отказались от прямолинейной унификации программ, особенно в тех случаях, когда речь идет не о регулярных учебных курсах, а о проспектах мини-конференций и Летней академии. Остается надеяться, что отсутствие полного структурного единообразия не только не затруднит чтение книги, но явится дополнительным стимулом для знакомства с образовательной концепцией Института европейских культур.

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.