ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
МОНОГРАФИИ СБОРНИКИ СТАТЕЙ АЛЬМАНАХ

Современные стратегии культурологических исследований

Предисловие

Д.П. Бак,
заместитель директора ИЕК

Россия и Европа: от "предсовременности" к постмодерну

В современной теории масс-медиа широко применяется понятие "информационного повода" - фактической причины, заставляющей читателя прочесть именно эту, а не иную газетную заметку, зрителя - увеличить громкость телеприемника в какой-либо конкретный момент вечерней сводки новостей. Политическая острота, непосредственная соотнесенность с запросами зрителя, иногда простая курьезность - информационным поводом могут стать самые разнообразные особенности написанного либо произнесенного текста.

Чем может привлечь избалованного книжным изобилием последних лет читателя предлагаемая книга? Она вряд ли будет полезна тем, кто привык бегло перелистывать статьи в академических сборниках, посвященных узкоспециальным научным проблемам. Здесь иной случай: вообще не так-то легко понять, что объединяет статьи о Ницше и Солженицыне, о парадоксах современной журналистики и о правовых традициях Средневековья, о русском искусстве перестроечной поры и новейшем европейском коммунитаризме.

Налицо и разнообразие жанров публикуемых текстов. С публикацией исторического документа ("университетский меморандум" Вильгельма фон Гумбольдта с предисловием Г. Дуды) соседствует лекция Ю. Хартена о современных приемах консервации произведений искусства; непосредственно после академичного по исполнению комментария М. Милли к одному из фрагментов трактата "Так говорил Заратустра" напечатана почти публицистическая по тональности работа М. Николсона о семантике культурного пространства дома, приюта, убежища в биографии и творчестве А. Солженицына.

Тематическая и жанровая пестрота материалов, вошедших в книгу, мотивируется достаточно просто: все они так или иначе связаны с краткими циклами лекций по современной культурологии, которые уже несколько лет читаются в Институте европейских культур ведущими учеными из России и других стран Западной Европы.

Напомним: Институт европейских культур учрежден в 1995 году тремя университетами: Российским государственным гуманитарным (РГГУ, Москва), Рурским (Бохум, Германия) и Школой высших социальных исследований (Париж, Франция). В стенах ИЕК выпускники гуманитарных вузов России (филологи, философы, психологи, журналисты, историки и т.д.) в течение двух лет могут на некоммерческой основе получить второй университетский диплом по специальности "Культурология" (специализация "Европейские культуры").

Повседневный быт Института (как говаривали встарь - "учебный процесс") предопределен двумя важнейшими обстоятельствами. Первое: срок обучения настолько недолог (неполных четыре семестра), что обычные многолетние систематические курсы по "базовым дисциплинам" не могут быть прочитаны по определению. Предпочтение отдается курсам по терминологии соответствующей дисциплины, обзорам современных культурологических школ и подходов, а также системе спецкурсов. Сравнительно небольшое количество аудиторных занятий восполняет самостоятельная работа слушателей в библиотеках, в сети INTERNET.

Другая характерная черта Института европейских культур - особый стиль отношений между преподавателями и слушателями. В ИЕК поступают взрослые люди, за плечами которых - существенный жизненный опыт, а также немало лет, посвященных систематическому вузовскому образованию. Возвращение к студенческому стилю жизни в относительно зрелом возрасте - непростая личная коллизия для всех абитуриентов ИЕК. Может показаться, что эта участь уготована главным образом тем, кто в свое время что-либо недобрал, недополучил, то есть людям, - говоря открытым текстом, - в чем-то обделенным, недостаточно подготовленным к успешной профессиональной деятельности.

Пятилетний опыт работы Института свидетельствует однако о совершенно обратном. Дело в том, что во многих развитых странах в последние десятилетия на первом плане оказался так называемый модульный принцип обучения. Подоплека его популярности очевидна. Ныне необыкновенно интенсивно, попросту стремительно происходит смена технологий профессиональной деятельности, кардинальные изменения в самом реестре, перечне существующих профессий. Результат понятен: невозможно более надеяться освоить в университетских аудиториях некую сумму пресловутых "знаний, умений, навыков", которая позволит до самой пенсии оставаться высоким профессионалом.

Предусмотренное самой системой высшего образования периодическое возвращение взрослых людей в университетские аудитории - не подневольная мера и не знак какой бы то ни было неполноценности "вечных студентов", но единственно возможный шанс поспеть за бурным развитием профессиональных технологий.

Не приобщать слушателей к "готовой" сумме знаний, но тактично формировать желание и умение гибко относиться к запросам времени, непрерывно работать над осознанием собственной "профессиональной идентичности" - вот главная цель учебной работы Института европейских культур.

Вот почему в ИЕК, кроме обычных лекционных курсов, предусмотрены регулярные трехдневные блок-семинары, в течение которых занятия проводит один специально приглашенный профессор: читает лекции, ведет дискуссии, оценивает выступления слушателей.

Непосредственное общение с ведущими гуманитариями Запада дает слушателям ИЕК возможность ознакомиться с различными традициями вузовского образования, следить за новейшими научными дискуссиями и т.д. Авторы предлагаемого сборника - руководители блок-семинаров, состоявшихся в Институте европейских культур в течение 1997 - 1998 учебного года, ученые из России, Германии, Великобритании и Италии. Тематический диапазон статей дает весьма полное представление о приоритетных для института направлениях научных исследований. В их числе - проблемы культурной коммуникации в эпоху INTERNET, новые аспекты методологии гуманитарного знания, изучение "структур повседневности" европейских цивилизаций на рубеже столетий, новейшие тенденции в развитии искусства.

После разрушения непреодолимых барьеров между культурами Европы (Берлинской стены, советского "железного занавеса" и т.д.) набирает силу процесс формирования новой европейской личностной идентичности - именно он находится в фокусе учебной и научной работы ИЕК.

Ряд представленных в сборнике работ прямо или косвенно посвящены проблеме вполне классической - культурным взаимоотношениям России и Европы. Точнее - непростым перипетиям, сопутствующим вхождению России в складывающееся европейское содружество наций и государств. В советское время в конъюнктурном научном официозе безраздельно господствовало учение о закономерной смене "общественно-экономических формаций". Причем всячески подчеркивалось, что отдельные особо прогрессивные страны (Монголия, к примеру) способны перейти от феодализма к социализму, минуя эпоху индустриальных революций. Что случилось с единственно верным и всеобъемлющим политико-философским учением - всем хорошо известно. В гораздо меньшей степени осознан современный культурный статус страны, в которой в течение многих десятилетий оставались незыблемым "материалистическое понимание истории".

Господствует ли в сегодняшней России непреодоленная (непреодолимая?) отсталость либо осуществляется стремительная модернизация, целенаправленно приближающая период "устойчивого общественного развития"; наблюдается ли тотальное уничтожение материальных и духовных ресурсов, либо происходит бурный расцвет и возрождение культуры? В этой неопределенной ситуации исключительно важно учитывать противоречивый, однако в высшей степени показательный опыт строительства новой Европы. Культурной и экономической консолидации стран Европейского сообщества сопутствуют мощные центробежные движения (этническое разобщение коренных жителей и "мигрантов", нарастание региональных различий и многое другое). Параллели с российскими проблемами очевидны.

Сборник не случайно открывается работой К. Пеппеля о современных тенденциях в европейской и российской политике. Возможности перехода к политическим ценностям нового коммунитаризма, согласно выводам ученого, существенно ограничены исторической подоплекой нынешних российских событий. В стране, много лет жившей в "предсовременных" (vormoderne) условиях, экзальтированное стремление к постмодерну выглядит повтором давнишних потуг братской Монголии построить нечто конвертируемое только в границах одной отдельно взятой страны.

Нащупать "горячие точки" соприкосновения современных геополитических и культурных процессов в России и в странах новой Европы слушателям ИЕК помогут новые блок-семинары российских и зарубежных ученых, а читателям - статьи, вошедшие в эту книгу. Это и есть лучший информационный повод. Он-то и не позволит проницательному читателю отойти от прилавка без нашего сборника, который, надо надеяться, положит начало новой серии научных изданий Института европейских культур.

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.