ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
МОНОГРАФИИ СБОРНИКИ СТАТЕЙ АЛЬМАНАХ

Культура XX: Научно-образовательный альманах

Предисловие

Д.П. Бак,
заместитель директора ИЕК

"И дни, и вещи обихода..." (Институт европейских культур и "культура повседневности")

В классический период русской литературы расцвет альманахов приходится на 1810 - 1830-е годы. Великие толстые журналы: "Отечественные записки", "Современник", "Русский вестник" тогда не пользовались массовым спросом, выходили сравнительно ограниченными тиражами. Альманахи были детищем переходной эпохи, когда журнальная работа еще не приобрела контуров журналистской регулярности, имела в качестве подоплеки скорее авторское самовыражение, реплику в салонном споре, нежели демонстрацию причастности к некоторому сложившемуся и узнаваемому читателем "литературному направлению".

Новый расцвет альманахов (на сей раз философских и культурологических) в России 1990-х годов вновь сигнализирует о времени переоценки ценностей, о незавершенном размежевании идейных и методологических направлений и школ, наконец, о нежелании большинства участников "культурного процесса" вписываться в какие бы то ни было концептуальные схемы и структуры.

Научно-образовательный альманах Института европейских культур, первый выпуск которого держит в руках читатель, несмотря на обычные для очередного российского fin de siecle жанровые особенности, довольно заметным образом отличается от многих аналогичных изданий. Уже в самом начале работы над книгой выявилось знаменательное (и редкостное) совпадение её "предмета и метода". Однако здесь необходимо сделать отступление и сказать несколько слов о самом учебном заведении, в стенах которого возник замысел альманаха "Культура-XX".

Итак, российско-немецко-французский Институт европейских культур, шестой год работающий в Москве в тесном и плодотворном взаимодействии с Российским государственным гуманитарным университетом, готовит специалистов в области культурологии Европы новейшего времени. В центре внимания преподавателей и слушателей ИЕК - закономерности межкультурной коммуникации на рубеже столетий, современные алгоритмы трансляции знания и образовательные технологии, а главное, - нетрадиционные формы повседневного общения людей эпохи Интернета и Интерпола. Но вот ведь в чем соль - для тех, кто причастен к проекту ИЕК, "культура повседневности" - не только предмет пристального изучения, но и объект реального жизнетворческого усилия. В аудиториях Института уже несколько лет создается собственная оригинальная и, думается, не имеющая аналогов практика повседневного общения. Преподавателям и слушателям ИЕК интересны не только собственно учебные курсы, но и формы институтского быта, "дни и вещи обихода", согласно известной максиме Рильке-Пастернака.

Все слушатели института уже имеют высшее гуманитарное образование, среди них немало кандидатов наук, вузовских преподавателей, действующих исследователей. Лекции по дисциплинам специализации и семинары, посвященные "медленному чтению" текстов, дискуссии с ведущими профессорами европейских университетов и участие в международных летних школах - все это происходит в рамках сообщества, где каждый может попеременно выступать и в роли равноправного собеседника, и в облике лидера-наставника, и в амплуа прилежного ученика.

Своеобразный мир без дистанций, созданный и культивируемый в ИЕК, не является романтической утопией, он сам по себе - знак рубежного времени и заслуживает вдумчивого осмысления. Одним из первых шагов на этом пути и стало издание институтского альманаха, представляющего читателю некий срез повседневной жизни ИЕК. Ранее отмеченное единство предмета и метода сборника наиболее отчетливо проявляется в первом разделе книги, содержащем программу семинарских занятий по изучению культуры повседневности, а также некоторые зачетные работы слушателей, написанные по итогам занятий. Аналогично построен и второй раздел: вслед за программой читаемого в Институте курса по методике преподавания истории и теории культуры представлены учебные программы, разработанные слушателями, а также материалы итоговой дискуссии о статусе и границах современной культурологии. Третий раздел альманаха составили научные исследования слушателей Института европейских культур, в основном отражающие тематику и проблематику их дипломных сочинений. Завершает книгу краткая хроника деятельности ИЕК, дающая читателю дополнительную информацию о культурной повседневности Института.

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.