|
|||||||||||||||
ИЕК > Программы учебных курсов > Современная массовая культура | |||||||||||||||
Современная массовая культура
Курс "Современная массовая культура" читается слушателям ИЕК в течение первого и второго учебного семестра, и соотносится с лекциями "Теория и история новоевропейских культур". Занятия проводятся в форме семинаров. Курс рассчитан на 28 часов (14 занятий). Форма отчетности - зачет в первом семестре и дифференцированный зачет во втором. Цели курса - проблематизировать формы и процессы современной западной и российской культуры; проанализировать феномен массовой культуры; представить различные подходы к изучению текстов массовой культуры, выявить их познавательные возможности и границы. Массовая культура рассматривается не как набор завершенных артефактов, результатов деятельности человека, соотносимых с определенными ценностями, но как динамичный процесс порождения, закрепления и трансляции смыслов. Основная задача семинаров - интерпретировать черты этих процессов "культурного настоящего", в которое включен сам исследователь. В курсе ставится задача показать отсутствие жесткой границы между "высокой" и "массовой" культурой, изучить феномен востребованности "массовых" текстов в современном мире. На занятиях для обсуждения предлагаются различные виды текстов массовой культуры - рекламная продукция, кинофильмы и телепередачи, комиксы, спортивные шоу и т.д. К источникам ставятся проблемные вопросы о специфике текста источника, его устройстве, семантике; о влиянии способов его трансляции на форму и содержание текста. Специальное внимание уделяется анализу языка визуальных и вербальных источников, способам их прочтения и описания. В семинаре особое место отводится самостоятельной работе слушателей - отбору и творческому прочтению текстов массовой культуры.
1 семестр. Ч. 1. Подходы к изучению массовой культуры. Тема 1. "Массовое общество" и "массовая культура". Зачет. 2 семестр. Ч. 2. Интерпретации феноменов современной массовой культуры. Тема 8. Реклама как феномен современной культуры. Диф. зачет.
Часть 1. Подходы к изучению массовой культуры. Вопросы и задания к текстам всех семинаров первого семестра:
Тема 1. "Массовое общество" и "массовая культура". Массовая культура в современном мире.
Проблема возникновения и трансформации массового общества и массовой культуры. Тема 2. Критика массовой культуры: традиции 1950 - 60-х гг. Массовое общество и культура в работах представителей "Франкфуртской школы". Литература к занятию:
Тема 3. Семиотический подход к изучению массовой культуры. Семиотический подход: как "читать" вербальные и визуальные тексты массовой культуры? Литература к занятию:
Дополнительная литература:
Тема 4. "Cultural Studies". "Cultural Studies" как направление исследований культуры. Проблематика; язык описания. Литература к занятию:
Тема 5. Изучение ритуалов и практик современной культуры. Социо-культурная антропология: исследования ритуалов современной культуры: У. Уорнер. Литература к занятию:
Дополнительная литература:
Тема 6. Теории массовой коммуникации. Концепция массовой коммуникации в работах М. Маклюэна. Литература к занятию:
Дополнительная литература:
Тема 7. Самоощущение культуры 1990-х. Трансформации массовой культуры в 1990 - 2000-х гг. Литература к занятию:
Дополнительная литература:
Работа в семинаре - посещение и участие в дискуссиях - оценивается в баллах: посещение каждого из занятий - по 5 баллов; участие в работе всех семинаров - максимум 40 баллов. Зачет в конце первого семестра проходит письменно в виде теста по исследовательской литературе. Слушателям будет предложено ответить на три вопроса: два по содержанию книг, изученных в течение семестра (понятия, подходы, концепции). Третий вопрос связан с применением той или иной теории анализа текстов массовой культуры (семиотический подход, анализ литературных "формул" и т.п.) к конкретному источнику, предложенному преподавателем. Работа пишется в течение академической пары. Тест: 25+25+25 баллов за каждый вопрос = всего: максимум - 75 баллов. Таким образом, в первом семестре "зачет" проставляется, исходя из суммы набранных баллов (от 100 до 150); например, 35 (посещение) + 40 (участие в дискуссиях) + 75 (работа) = 150.
|
© Институт европейских культур, 1995 - 2002. Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001. Замечания и предложения сообщайте web-мастеру. |