ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Современная массовая культура

 

Современная массовая культура

В.В. Зверева

Аннотация

Курс "Современная массовая культура" читается слушателям ИЕК в течение первого и второго учебного семестра, и соотносится с лекциями "Теория и история новоевропейских культур". Занятия проводятся в форме семинаров. Курс рассчитан на 28 часов (14 занятий). Форма отчетности - зачет в первом семестре и дифференцированный зачет во втором.

Цели курса - проблематизировать формы и процессы современной западной и российской культуры; проанализировать феномен массовой культуры; представить различные подходы к изучению текстов массовой культуры, выявить их познавательные возможности и границы.

Массовая культура рассматривается не как набор завершенных артефактов, результатов деятельности человека, соотносимых с определенными ценностями, но как динамичный процесс порождения, закрепления и трансляции смыслов. Основная задача семинаров - интерпретировать черты этих процессов "культурного настоящего", в которое включен сам исследователь. В курсе ставится задача показать отсутствие жесткой границы между "высокой" и "массовой" культурой, изучить феномен востребованности "массовых" текстов в современном мире.

На занятиях для обсуждения предлагаются различные виды текстов массовой культуры - рекламная продукция, кинофильмы и телепередачи, комиксы, спортивные шоу и т.д.

К источникам ставятся проблемные вопросы о специфике текста источника, его устройстве, семантике; о влиянии способов его трансляции на форму и содержание текста. Специальное внимание уделяется анализу языка визуальных и вербальных источников, способам их прочтения и описания.

В семинаре особое место отводится самостоятельной работе слушателей - отбору и творческому прочтению текстов массовой культуры.

Структура курса

1 семестр. Ч. 1. Подходы к изучению массовой культуры.

Тема 1. "Массовое общество" и "массовая культура".
Тема 2. Критика массовой культуры: традиции 1950 - 60-х гг.
Тема 3. Семиотический подход к изучению массовой культуры.
Тема 4. "Cultural Studies".
Тема 5. Изучение ритуалов и практик современной культуры.
Тема 6. Теории массовой коммуникации.
Тема 7. Самоощущение культуры 1990-х.

Зачет.

2 семестр. Ч. 2. Интерпретации феноменов современной массовой культуры.

Тема 8. Реклама как феномен современной культуры.
Тема 9. Культура зрелищ и "цивилизация картинок".
Тема 10. Трансформации тела в спортивных шоу.
Тема 11. Телевидение: особенности культуры "электронной среды".
Тема 12. Демократия и беспокойство: теория заговора в поп-культуре.
Тема 13. Виртуальность, интернет и конструирование идентичности.
Тема 14. Представление "другого" в текстах массовой культуры.

Диф. зачет.

Темы курса

Часть 1. Подходы к изучению массовой культуры.

Вопросы и задания к текстам всех семинаров первого семестра:

  1. Исторический контекст: почему и в каких условиях возникли эти теории?
  2. Предмет исследований: какие явления и процессы культуры изучаются в этой работе? Как представлена современная культура?
  3. Язык описания, выбранный авторами. Содержание основных понятий, которыми пользуются исследователи. Составьте небольшой словарь (5 - 10 понятий) с расшифровкой значений ключевых слов.
  4. Какие возможности для анализа массовой культуры дают эти подходы? Приведите несколько примеров того, как с помощью этого подхода можно рассмотреть тот или иной текст массовой культуры.

Тема 1. "Массовое общество" и "массовая культура".

Массовая культура в современном мире. Проблема возникновения и трансформации массового общества и массовой культуры.
Подходы к изучению этого феномена. Определения и характеристики массовой культуры в концепциях современных исследователей.
"Высокая", "элитарная", "народная", "популярная", "массовая", "тотальная" культура: объем и соотношение понятий.

Тема 2. Критика массовой культуры: традиции 1950 - 60-х гг.

Массовое общество и культура в работах представителей "Франкфуртской школы".
Концепция общества зрелищ и потребления Ги Дебора.

Литература к занятию:

  • Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Культуриндустрия. Просвещение как обман масс // Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб., 1997. С. 149 - 209.
  • Дебор Ги. Общество спектакля. М., 2000.

Тема 3. Семиотический подход к изучению массовой культуры.

Семиотический подход: как "читать" вербальные и визуальные тексты массовой культуры?
"Мифы" и "идеологии": "кто говорит"? и "что это значит"?
Способы изучения феноменов культуры в работах Р. Барта.
Семиотический подход и постструктурализм: анализ дискурса.

Литература к занятию:

  • Барт Р. Миф - это слово. Миф как семиологическая система. Форма и понятие. Значение. Чтение и дешифровка мифов. Миф как похищение языка // Барт Р. Мифологии. М.,1996. С.233 - 264.
  • Уоллакотт Дж. Сообщения и значения // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000. С. 155 - 160.

Дополнительная литература:

  • Л. Альтюссер об идеологии. Концепция гегемонии А. Грамши // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000. С. 24 - 31.
  • Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 14 - 34.

Тема 4. "Cultural Studies".

"Cultural Studies" как направление исследований культуры. Проблематика; язык описания.
"Cultural Studies" и неомарксизм - в 1980-е и 90-е гг.
Метода текстуального анализа. "Теория артикуляции" и "борьба за значение".

Литература к занятию:

  • Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular Culture. Theories and Methods. Edinburgh, 1996. Introduction.
  • Cultural Studies // A Dictionary of Cultural and Critical Theory / Ed. M.Payne. 1996. P. 124 - 128.

Тема 5. Изучение ритуалов и практик современной культуры.

Социо-культурная антропология: исследования ритуалов современной культуры: У. Уорнер.
"Формульные жанры" в массовой культуре. Концепция Дж. Кавелти.
Роль формулы и клише для построения текста; для читателя.

Литература к занятию:

  • Уорнер У. Живые и мертвые. М.-Спб., 2000.
  • Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33 - 65.

Дополнительная литература:

  • Eco U. The Role of the Reader. Baltimore, 1985.
  • Бочарова О. Формула женского счастья. Заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. №22. 1996.
  • Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное обозрение. №22. 1996.
  • Смирнов И.П. Порождение интертекста. СПб., 1995. Гл.1.

Тема 6. Теории массовой коммуникации.

Концепция массовой коммуникации в работах М. Маклюэна.
Современные теории медиа: осмысление опыта и воздействия новых информационных технологий.

Литература к занятию:

  • Средства массовой коммуникации в постмодернистской перспективе // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000.С. 50 - 61.
  • Living in the Information Age. A New Media Reader / Ed. E.P.Bucy. Indiana University, 2002. Pp. 7 - 41.

Дополнительная литература:

  • Soundbite Culture. The Death of Discourse in a Wired World / Ed. D. Slayden, P.K. Whillock. Sage Publications, 1999. Introduction.

Тема 7. Самоощущение культуры 1990-х.

Трансформации массовой культуры в 1990 - 2000-х гг.
Критика современной культуры в работах Ж. Бодрийяра.

Литература к занятию:

  • Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

Дополнительная литература:

  • Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.

Примечание

Работа в семинаре - посещение и участие в дискуссиях - оценивается в баллах: посещение каждого из занятий - по 5 баллов; участие в работе всех семинаров - максимум 40 баллов.

Зачет в конце первого семестра проходит письменно в виде теста по исследовательской литературе. Слушателям будет предложено ответить на три вопроса: два по содержанию книг, изученных в течение семестра (понятия, подходы, концепции). Третий вопрос связан с применением той или иной теории анализа текстов массовой культуры (семиотический подход, анализ литературных "формул" и т.п.) к конкретному источнику, предложенному преподавателем. Работа пишется в течение академической пары.

Тест: 25+25+25 баллов за каждый вопрос = всего: максимум - 75 баллов.

Таким образом, в первом семестре "зачет" проставляется, исходя из суммы набранных баллов (от 100 до 150); например, 35 (посещение) + 40 (участие в дискуссиях) + 75 (работа) = 150.

Приложение

Литература к курсу

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.