ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Устные традиции в типологическом и семиотическом рассмотрении

 

Устные традиции в типологическом и семиотическом рассмотрении

С.Ю. Неклюдов, доктор филологических наук

Аннотация

Лекционный курс “Устные традиции в типологическом и семиотическом рассмотрении“ рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра: 20 часов аудиторных занятий (10 лекций); в конце третьего семестра проводится экзамен.

Цель предлагаемых лекций - ознакомление слушателей с предметом, изучаемым фольклорно-этнологическими дисциплинами, и с его основными характеристиками, а также с методологическими поисками и концептуальными построениями в данной области науки, с ее понятийным и терминологическим аппаратом. Основным содержанием курса является семиотическое и типологическое описание фольклора, его универсальных и специфических признаков (коллективность, анонимность, вариативность, стереотипность), обсуждение вопросов соотношения фольклора и других форм народной культуры с действительностью, рассказ об основных типах устных традиций, о проблемах их сравнительного и структурного изучения.

По своим типологическим характеристикам устные культуры объединяются в три большие группы, отношения между которыми могут быть представлены как стадиальные. Во-первых, это “архаические” бесписьменные культуры. Они формируются внутри родоплеменных обществ и имеют своей основой древнейшую мифологию и религиозную систему шаманского типа. Во-вторых, это традиции “классического” фольклора. Они складываются в условиях зарождения государственного самосознания, развития более сложных религиозно-мифологических систем (часто - проникновения “мировых религий”), проявления зачатков исторических представлений и письменности как канала культурной коммуникации, параллельного устному. В-третьих, это народная городская культура новейшего времени. Она располагается на периферии идеологического пространства современных урбанистических сообществ, фрагментирована, полицентрична и тесно связана с нефольклорными и парафольклорными формами массовой культуры; письменные и аудиотехнические способы передачи информации становятся равноправным (даже преобладающим) коммуникативным типом. По своим типологическим характеристикам она отходит от традиций “классических” еще в большей степени, чем эти последние от архаики.

Функционирование традиции обусловлено сочетанием стабильности и пластичности ее элементов. Подобная стабильность есть главный фактор трансмиссии семиотических текстов культуры в виде относительно устойчивых моделей. Непосредственно передаваемое в тексте “сообщение” обладает субстанциональной и структурной устойчивостью, причем определенность структурная способна проявляться только через субстанциональную. Именно под данным углом зрения предполагается рассмотреть различные формы фольклорных общностей: генетических, контактных, типологических.

Темы

Тема 1. Содержание понятия “устная народная культура”. Типы устных традиций. “Архаика”, “классика”, современные городские традиции.
Тема 2. Специфические качества народной культуры.
Тема 3. Традиция как “информационный канал”.
Тема 4. Стереотипность фольклора.
Тема 5. Типы связи устных произведений с внетекстовой действительностью.

Темы лекций

Лекция 1.
Культурные универсалии и национальная специфика. Методология исторических реконструкций народной культуры. Сниженные культурные ценности. “Пережитки”, “живая старина” и “живая архаика” как источники исторических реконструкций.

Лекция 2.
Синкретизм народной культуры. Коллективность как кардинальное свойство народной культуры и как проблема бытования культурных форм; “пассивно-коллективные” и “активно-коллективные” формы.

Лекция 3.
Анонимность явлений устной культуры. Формы “принадлежности” семиотического текста традиции; типы носителей народной культуры; исполнитель фольклорного текста и его аудитории.

Лекция 4.
Стабильность и пластичность народной традиции; функциональное значение этих ее признаков. Вариативность культурных форм. Степень и уровни их варьирования. Вариант и инвариант. Инвариант и архетип (“прототекст”). Вариант и версия.

Лекция 5.
“Контекстуальная синонимия” различающихся элементов устной культуры. Импровизационность и традиционность.

Лекция 6.
Тематическая (содержательная) устойчивость как основа фольклорного мотива; его семантика и функции. Стилистическая клишированность в фольклорных текстах. “Общие места” (loci communes).

Лекция 7.
Ритуально-мифологические и психо-ментальные соответствия поэтическому языку устной культуры, интерпретации его генезиса и форм его организации.

Лекция 8.
Типы связи устных произведений с внетекстовой действительностью. Представления о возникновении и природе явлений культуры в архаических традициях.

Лекция 9.
“Фантастика” и “эмпирическая” реальность. Фольклорный текст и “мнимая реальность” (“второе видение”).

Лекция 10.
Достоверное/недостоверное, сакральное/профанное, ритуальное/неритуальное в народной традиции (семантика, функция, осмысление). Судьбы устной народной культуры в современном городе.

Приложения

Литература к курсу

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.