ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Методология гуманитарного знания

 

Методология гуманитарного знания

О.Б. Вайнштейн, кандидат филологических наук

Аннотация

Лекционный курс "Методология гуманитарного знания" рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра (14 лекций, в конце семестра проводится экзамен).

Курс знакомит студентов с современными концепциями гуманитарного знания и наиболее известными школами и именами в критической теории 20-го века. Рассматриваются основные научные направления: психоанализ, структурализм, постструктурализм, рецептивная эстетика, гендерные исследования, "новый историзм", деконструктивизм, "исследования культуры".

Ряд тем предполагает детальное знакомство с философией и биографией таких мыслителей, как З. Фрейд, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт, Ю. Кристева, Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр. Особое внимание уделяется дискуссионным аспектам в западной критике: спорам вокруг феминистических исследований, проблематике "политической корректности" в американской университетской среде, попыткам определить "постмодернизм" как эстетику XX века.

Подробно анализируются основные категории новой парадигмы; "бинарные оппозиции", "гендер", "идентичность", "различие", "дискурс", "гипертекст". Специфический ракурс данного курса - критическая теория как инструмент интерпретации текста: после обзора концепции мы смотрим, как она работает в сфере конкретного литературоведческого анализа. Поскольку современное знание непредставимо без компьютеров, слушателям предлагается информация об основных гуманитарных сайтах крупных западных университетов и об электронных изданиях. Лекции сопровождаются иллюстративным материалом - авторскими схемами, демонстрирующими эволюцию ключевых идей, а также интеллектуальными комиксами, в которых философы действуют в качестве современных культурных героев.

Цель курса - научить студентов ориентироваться в гуманитарном универсуме и самостоятельно применять освоенные концепции и понятия в своей научной деятельности.

Темы лекций

1. Новая научная парадигма в гуманитарном знании XX века. Определение научной парадигмы по Томасу Куну. Понятие научной революции. Признаки нового подхода в Гуманитарном знании 20 века; интердисциплинарность и изменение в структуре объекта, внимание к маргинальным параметрам. Концеция "широкой текстуальности". Формирование особого категориального языка. Ключевые имена и феномен академических звезд. Институционализация новой гуманитарной парадигмы. Научные институты и жанры университетской мысли. Возможности компьютеров в гуманитарном знании.

2. Фрейд и психоанализ. Биография З. Фрейда. Случай Анны О. Стажировка в Париже и дискуссии с Шарко. "Открытие" бессознательного. Эдипов комплекс. Фрейдовская триада. Принцип экономии. Концепция "жуткого". Фрейд и сюрреализм. Психоанализ как метод литературной критики: М. Бонапарт, М. Бодкин, Н. Холланд, Х. Блум. Методы современных психоаналитиков.

3. Юнг и мифокритика. Ученики Фрейда. Раскол психоаналитического движения. Биография К. Юнга. Понятие коллективного бессознательного. Индивидуация. Учение об архетипах. Визуальные архетипы: мандала. Юнг о Джойсе. Мифокритика: Н. Фрай, Д. Кэмпбелл, М. Элиаде. Юнгианство в литературе и в искусстве: Б. Гессе, Ф. Феллини, И. Бергман.

4. Лакан и философский психоанализ. Трудности изучения Лакана. Биография Лакана. Лекции Александра Кожева: диалектика раба и господина. Концепция субъекта в философии 20 века. "Стадия зеркала". Понятия "воображаемого", "символического" и "реального" у Лакана. Семинары Лакана. Лакан о женщине. Дискуссии вокруг лакановских идей. Методология Лакана в работах Ю. Кристевой. Славой Жижек - современный последователь Лакана.

5. Гендерные исследования. "Гендер" как социокультурный пол. Феминизм и возникновение гендерных исследований. Критика патриархальных установок. Понятие "идентичности". Политическая корректность в США. Проблематика постколониализма. Различия между англо-американскими и французскими гендерными исследованиями. Феминистическая критика и теория литературы. "Женское письмо". Феминистический психоанализ. "Мужественность" как культурная конструкция. Гендерные стереотипы в массовой культуре.

6. Семиотика и структурализм. Семиотика Ч. Пирса. Концепция знака по Фердинанду Де Соссюру. Язык и речь. Знаковая система. Синтагма и парадигма. Синхрония и диахрония. Идея "универсальной грамматики" в европейском рационализме. Понятие субстанциализма. Бинарные оппозиции в антропологии К. Леви-Строса. Эволюция структурализма в трудах Ролана Барта. Семиотический анализ Ж. Бодрийяра. Московско-Тартусская школа.

7. Философия Мишеля Фуко и "новый историзм". Биография Мишеля Фуко. Левый активизм как идеология французских интеллектуалов. Структуралистский период Фуко. Метод "археологии дискурсов". Идея дискретности исторического развития. Определение "эпистем". Период "генеалогии настоящего". "Знание-власть". Анализ Паноптикона. Феномен аутсайдерства. История социальных институтов. Американские ученики Мишеля Фуко. Школа "Нового историзма". Понятия "представления" и "договора" у "новых историков". Концепция "самоформирования" С. Гринблата.

8. Философия Ж. Деррида и деконструктивизм в критике. Биография Жака Деррида. Основные темы "классического" периода; "письмо", "различие", "рассеивание", "след". Критика логоцентрической традиции. "Почтовая открытка". Деконструктивизм как философская стратегия и неориторика. Полемика с Лаканом. Постструктурализм в гуманитарном знании. Йельская школа. Институционализация деконстриктивизма. Деконструктивизм в литературной критике. История Пола Де Мэна. Деконструкция и проблемы этики. Поздний Деррида: "Данное время", "Политика дружбы", "О гостеприимстве". Цикл лекций "Вопросы ответственности". Деррида и феномен "академических звезд".

9. Дискуссии о постмодернизме. Возникновение термина "постмодернизм". Когда начинается "постсовременность"? Э. Гидденс о соотношении модерна и постмодерна. Постмодернизм в архитектуре. Концепция постмодерна Ж.-Ф. Лиотара. Понятие "центрирующего нарратива". Дискуссия Лиотара и Хабермаса. Кантовская концепция "возвышенного" в трактовке Лиотара. Модернизм/постмодернизм в литературе. Таблица Ихаба Хассана. Понятие "симулакра" в трудах Ж. Бодрийяра. Постмодернистская "чувствительность".

10. Проблематика телесности в гуманитарном знании. Мифологии телесности: расчлененное тело и платоновский андрогин. Структурные параллели "Лицо-тело-одежда-дом" в традиционном искусстве. История телесности как новая академическая дисциплина. Телесность и этикет: Н. Элиас. "Техники тела" по Марселю Моссу. Телесность в истории медицины. Тело как культурное представление в интерпретации "новых историков". Женское тело как объект гендерных исследований.

11. Теории зрения. Мифологии зрения в традиционной культуре. Историческая поэтика взглядов: взгляд короля, взгляд денди, взгляд сыщика. Феноменология зрения у Мориса Мерло-Понти. Визуальность в философии Лакана: концепция зрительного желания. Взгляд как инструмент власти в трудах Мишеля Фуко. "Визуальное удовольствие" в трактовке Л. Малви; кинокамера как мужской взгляд.

12. Теории повседневности. Изучение повседневной жизни во французской традиции. Ф. Бродель и М. Де Серто. Критика современного общества потребления у Р. Барта и Ж. Бодрийяра. Семиотика одежды. "Частная жизнь" как предмет исторического анализа. Обыденность как текст. Повседневная жизнь как объект "культурных исследований": программа Бирмингемского Центра.

Приложения

Литература к курсу

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.