ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Подходы к изучению культуры повседневности.

 

Подходы к изучению культуры повседневности

О.В. Гавришина, кандидат культурологии

Аннотация

Время есть вещи, казавшиеся истинными.
Ж. Батай.

Программа курса семинарских занятий предназначена для слушателей Института европейских культур 1-го года обучения (1 семестр) и соотносится с лекциями по предмету “Теория и история новоевропейских культур”. Программа рассчитана на 16 часов аудиторных занятий.
Курс знакомит слушателей с методами изучения культуры повседневности.

Цели курса:

  • Дать целостное представление о культуре. Показать сложность культуры, неоднозначность и многообразие культурных феноменов. Представление о культуре, которое сложилось в рамках современного исторического знания, достаточно сложно и комплексно, оно включает все сферы жизни человека. В самых разных курсах традиционно уделяется гораздо больше внимания изучению интеллектуальной культуры как феномена высокой культуры - истории философии, истории литературы, истории искусства. Выделение сферы материальной и социальной культуры, прочитанной сквозь призму культуры повседневности, как самостоятельного, заслуживающего особого внимания объекта изучения позволит достичь целостного восприятия культуры.
  • Представить основные методы изучения культуры повседневности.
  • Представить особенности работы с источниками при изучении культуры повседневности.
  • Представить специфику написания целостного текста в области истории культуры повседневности.

В основу курса положены следующие принципы:

  • Междисциплинарность. Хотя историческое знание в XX веке испытало влияние целого ряда дисциплин - литературоведения, культурной антропологии, социальных наук - оно сохраняет собственную специфику. В ходе работы на семинарах уделяется внимание случаям пересечения предметных областей и возможностям подхода к решению тех или иных проблем с позиций других дисциплин.
  • Направленность на метод. В контексте образовательной программы второго высшего образования особое значение приобретает внимание к методам работы и языку описания. В частности, в сфере истории культуры представляется важным разрушить стереотипы восприятия сведений о прошлом как данности, раскрыть прошлое не как готовое, но как становящееся знание, показать пути постижения прошлого.
  • Активная позиция слушателей. Работа в семинарах предполагает сочетание обучения с самостоятельной исследовательской работой.

Историография:

На занятиях рассматриваются работы отечественных и зарубежных историков ( Ф. Броделя, Й. Хейзинга, Ю.М. Лотмана, Р.М. Кирсановой, Г.С. Кнабе и т.д.) Цель анализа историографических работ - анализ конкретных методик, которые используют историки повседневности, а не разбор их эпистемологии, критика недостатков и т.д.

В отношении каждой историографической работы слушателям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Как, согласно данному автору, можно определить “культуру повседневности”?
  2. Что является объектом исследования?
  3. Какие автор использует источники (материалы)?
  4. Какие вопросы ставит автор к своим источникам?
  5. Как он организует свой текст? Макроструктура (структура содержания), микроструктура (организация материала внутри главы, раздела и т.д.)

Результатом изучения историографических работ являются конкретные рекомендации для анализа источников. Эти рекомендации имеют форму словников - вопросников.

Источники:

При изучении культуры повседневности важно выделить, при всей условности этого разделения, две группы источников1:

I. Материалы, дающие сведения о реалиях культуры повседневности:

  1. Природные, градостроительные и др. источники - естественная и искусственно созданная среда обитания (рельеф, климат, флора, фауна, поселения разного типа, коммуникации).
  2. Массовые (демографические) источники - документы, регистрирующие рождение, браки, разводы, смерть; удостоверения личности разного рода, членские билеты и др.
  3. Вещественные источники - здания (внешний вид, планировка помещений), мебель, предметы убранства интерьера, посуда, одежда, бытовые вещи, детские игрушки (зачастую представляют реалии “взрослой жизни”, не дошедшие в оригинале).
  4. Изобразительные источники - рисунок, живопись, гравюра, фотография, хроника, документальное кино, телевизионные программы.
  5. Описи вещей, описания музейных коллекций и собраний, архитектурные проекты, планы городов, карты, официальные отчеты, статистика, материалы обществ и комиссий по изучению быта и т.д.
  6. Объявления, афиши, обертки, театральные и концертные программы, плакаты, меню, открытки и т.д. (Являются одновременно и вещественными источниками, и письменными).
  7. Письменные источники. Нормативные издания и руководства, в т.ч. иллюстрированные (правила хорошего тона, объяснения правил разного рода игр, учебники, словари, письмовники, разговорники, сонники, кулинарные книги, модные журналы, каталоги и т.д.)

II. Материалы, представляющие наряду с реалиями культуры повседневности контекст их восприятия:

  1. Источники личного происхождения - дневники, переписка, мемуары.
  2. Художественная литература.
  3. Публицистика.
  4. Пословицы, поговорки, анекдоты.
  5. Карикатура.
  6. Художественное кино.

Основной принцип организации курса семинарских занятий - совмещение анализа историографических работ с самостоятельной работой с источником.

Для работы в семинарах каждому слушателю предлагается выбрать один письменный источник, предпочтительно мемуары, дневник или переписку какого-то лица, хотя не исключается возможность работы с другими источниками. Поскольку курс не имеет специальной источниковедческой направленности, нет возможности остановиться на особенностях работы со всеми типами источников (изобразительными, вещественными и т.д.) Проблема источниковедческой критики в отношении письменных источников не снимается, однако отчасти она решается за счет использования научных изданий текста источника, содержащих источниковедческий анализ.

Определенную сложность создает работа только с одним источником. Даже при учете степени достоверности упоминаемых в источнике сведений, сложно строить сколько-нибудь обоснованные обобщения на основе анализа одного источника. Однако такого рода анализ представляется корректным в рамках данного курса семинарских занятий. Поскольку основной задачей курса является изучение основных концепций культуры повседневности и методов, возможностей ее изучения, работа с источником носит характер, скорее, опыта, чем законченного исследования. В то же время, каждый, даже имевший место только однажды факт представляет интерес, пусть как маргинальный.

Цель работы с источниками - научиться строить на основе анализа текста источника высказывания определенного рода. Слушатели должны научиться прочитывать выбранный ими источник в соответствии с разными подходами, представленными в историографических работах. Отчет по работе с источником проводится на каждом семинаре. Анализ источника осуществляется последовательно - разбор подхода Броделя, анализ источника “по Броделю”, разбор подхода Хейзинги, анализ источника “по Хейзинге” и т.д. Работа с одним источником на протяжении всего курса позволит слушателям каждый раз открывать в нем новые слои смыслов. В то же время ознакомление с анализом источников других участников семинаров создаст эффект богатства и разнообразия материала.

Темы семинаров. Литература

Семинар 1. Культура повседневности.

Многомерность прошлого. Представление об “историческом времени” у Ф. Броделя. “Большая длительность”. Разновидности дискурсов в истории - политическая история, экономическая история, социальная история, интеллектуальная и культурная история. Новая социальная история. Идея “тотальной истории”. “Социальная история - не часть истории, а вся история, рассмотренная с определенной точки зрения”. Культура повседневности как вариант социальной истории. Рассмотрение “всей истории” сквозь призму повседневного опыта человека. Время, в котором обнаруживает себя культура повседневности, - сверхмедленное время. Отличие подхода по изучению культуры повседневности от истории быта. Критерии выделения сферы повседневного опыта. Рутина, неизменное, “бессознательное”. Место “нового”, “необычного” в сфере повседневного опыта. Соотношение синхронного и диахронного плана в истории.

Литература:

  • Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм 15 - 18 вв.: В 3 т. М., 1986 - 1992.
    Т. 1: Структуры повседневности. М., 1986. Введение, одну главу на выбор.
  • Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.
  • Бродель Ф. Что такое Франция? М. , 1994 -1997.
    Кн.1: Пространство и история. М., 1994.
    Кн.2: Люди и вещи. - Ч.2. М., 1997.

Семинар 2. Структуры повседневности. Материальная жизнь.

Взгляд со стороны. “Как это было?”. Граница возможного и невозможного в сфере материальной культуры. Что было обычным, само собой разумеющимся для человека изучаемого времени. Принцип построения текста при описании культуры повседневности. Ключевые слова, вокруг которых строится повествование. Сохранение при этом целостного восприятия жизни человека. Корректировка схемы Броделя для изучения повседневного опыта отдельного человека. Особое внимание при работе с текстом источника уделяется существительным, обозначающим бытовые реалии.

Примерный словник-вопросник2:

Природные условия, климат.
Численность населения.
Продолжительность жизни, причины смерти. Войны, голод, эпидемии, насильственная смерть, самоубийства. Болезни и здоровье. Медицина. Детская смертность.
Традиции питания.
Пища и напитки. Основные продукты, структура питания. Повседневная пища. Праздничный стол. Ритуальная пища. Сервировка стола. Манеры.
Жилище.
Строительные материалы. Жилище в городе и в деревне. Планировка помещений. Система отопления.
Интерьеры.
Мебель. Изготовление мебели. Представление об удобстве. Вещи. Назначение вещей. Где приобретают разные вещи. Бытовая техника.
Средства гигиены и уход за телом.
Костюм и мода.
Повседневная одежда. Праздничная одежда. Другие типы одежды. Ткани. Эволюция кроя и техники пошива. Где приобретают одежду. Мода. Механизм распространения моды.
Среда обитания.
Город / сельская местность. Городская среда. Планировка и застройка города. Мощение и освещение улиц. Витрины, реклама. Городской транспорт. Общественные здания.
Деньги и документы.
Пути и средства сообщения.
Дороги. Транспорт. Скорость передвижений. Дальность поездок. Выезд за границу.
Техника.

Литература:

  • Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм 15 - 18 вв.: В 3 т. М., 1986 - 1992.
    Т. 1: Структуры повседневности. М., 1986. Гл.3. Излишнее и обычное. Пища и напитки.

Семинар 3. Структуры повседневности. Эмоциональная жизнь.

Взгляд изнутри. “Как это воспринимали люди?” Реалии повседневной материальной жизни, выделенные в связи с изучением подхода Броделя, переосмысливаются с учетом их значимости - ценностной, этической, эстетической и эмоциональной. Какие эмоции, переживания были обычными для человека изучаемого времени. В каких формах они проявлялись. Другие ключевые слова становятся основой построения текста. Особое внимание при работе с текстом источника уделяется эпитетам.

Примерный словник-вопросник :

Шкала ценностей.
Что обладало наивысшей ценностью. Как эти ценности отражены в тексте - говорит об этом автор или умалчивает. В каких формах жизненного уклада (ритуалы, праздники, зрелища, жилище, костюм, вещи) и мышления являет себя данная шкала ценностей.
Представления о добре и зле.
Какие мысли, чувства, слова, поступки расцениваются как этические, какие лишены этого статуса.
Эстетические представления.
Что входит в сферу эстетического. Каковы критерии “прекрасного”, “уродливого”.
Эмоции и переживания.
Какие эмоции упоминаются в тексте. Что вызывает эти эмоции. Формы проявления эмоциональности. Ритуальное проявление эмоций.
Что было наиболее ярким впечатлением?
Цвет
Какие цвета упоминаются, если упоминаются, в тексте. Приписывается ли им какое-то особое значение.
Звук
Какие звуки упоминаются в тексте. Каково происхождение звуков (природные, человеческий голос, техногенные). Какие звуки привычны, какие необычны. Какие звуки наделяются особым значением (благовест, набат, бой часов). Какова роль тех или иных звуков в жизни людей.

Литература:

  • Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1995. Гл. 1. Яркость и острота жизни. С. 19 - 41.

Семинар 4. Структуры повседневности. Социальная жизнь.

Человек в социуме. Жизнь человека от рождения до смерти и с утра до вечера. Мужской и женский ”сценарий” жизни. Понятие гендера. Различие представлений о мужском и женском началах в культуре.

Примерный словник-вопросник :

Жизнь
Рождение
Рождение ребенка. Ритуалы, связанные с родами. Где проходят роды, кто присутствует при них. Законнорожденные и незаконнорожденные дети.
Детство
Младенчество. Пространство, отводимое младенцу. Кто осуществляет уход (мать, отец, кормилица, няня). Предметы по уходу за ребенком, мебель, одежда. Как формируются стандарты по уходу за ребенком (традиция, советы врачей, книги, журналы). Отношение к периоду младенчества во взрослой культуре.
Детские годы. Детство глазами ребенка. Пространство ребенка в доме и за его пределами. Отношения с матерью (няней, если есть) и отцом. Отношения с другими членами семьи. Одежда, мебель, игрушки, игры, вещи. Какие вещи наделяются наибольшей ценностью. Распорядок дня. Круг занятий, круг общения. Мир эмоций ребенка. Отношение ребенка к миру взрослых. Отношение к детству во взрослой культуре. Представления о воспитании.
Отрочество и юность
Мир подростка. Наличие или отсутствие подростковой субкультуры. Культурное пространство. Отношения с членами семьи. Отношения со сверстниками (того же пола, другого пола). Костюм, личные вещи. Распорядок дня. Учеба. Формы проведения досуга. Ценностные ориентации. Способы самоидентификации подростка. Формы инициации. Отношение к миру взрослых. Отношение к подростковому возрасту и юности во взрослой культуре. Система и содержание образования. Представление об идеальном образовании.
Карьера
Разновидности службы. Типичная карьера для человека определенного социального статуса. Возраст вступления и окончания службы. Отношение к службе.
Семья
Возраст вступления в брак. Ритуалы, связанные со сватовством и свадьбой. Распределение ролей в семье. Количество детей. Отношение к контролю рождаемости. Возможность развода.
Пожилой возраст и старость
Наличие или отсутствие субкультуры пожилого возраста. Культурное пространство. Отношение с более молодыми людьми. Костюм, личные вещи. Занятия. Круг общения. Ценностные ориентации. Способы самоидентификации. Отношение к старости в культуре. Уход за людьми пожилого возраста.
Смерть
Отношение к смерти. Наиболее распространенные “сценарии” смерти (возраст, причина, обстоятельства). Ритуалы, связанные со смертью. Память об умершем.
День
Распорядок типичного дня в будни и выходные дни.
Год
Изменение уклада жизни по сезонам. Праздники. Наличие отпуска. Способы его проведения.

Литература:

  • Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. Очерк дворянского быта онегинской поры // Лотман Ю.М. Пушкин. Спб., 1995. С. 490 - 541.

Семинар 5 . Поведение.

Проблема реконструкции поведения.
Телесность. Исследования телесности М. Фуко. “Нулевая степень” телесности. Отношение к телу в изучаемой культуре. Регламентация тела (танцы, муштра в армии, занятия спортом).Отношение к здоровью, болезни. Способы воздействия на тело.
Жест. Теории жеста, существующие в изучаемый период. Правила хорошего тона. Жест как показатель и средство социальной, гендерной, возрастной, профессиональной, этнической, религиозной и других дифференциаций общества.
Поступок. Герменевтика поступка. Мотивы поступка. Источники формирования мотивации. Речь как поступок. Теория “речевых актов” Дж. Остина.
Поведенческий текст. Поведение - невербальный язык повседневности. Требование внеположенности наблюдателя. Стиль поведения. Источники формирования стиля поведения.

Литература:

  • Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т.1. С. 296 - 336.
  • Культурная история жеста // История ментальностей. Культурная антропология. М., 1996. С. 119 - 128.

Семинар 6. Костюм.

Создание целостной картины эпохи через описание отдельного элемента культуры повседневности. Включение описываемого элемента в разные контексты. Сочетание всех описанных выше подходов к изучению культуры повседневности - отображение материального, ценностного, эмоционального и социального измерения описываемого элемента. Словарь как способ нелинейной презентации материала. Система отсылок внутри текста. Сочетание вербальных и невербальных источников.

Литература:

  • Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе 19 века. М., 1989.
  • Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной литературе 18 - перв. пол. 20 вв. (Опыт энциклопедии). М., 1995.
  • Тыдман Л.В. Объемно-пространственная композиция домов-дворцов 18 в. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985. С. 127 - 147.

Семинар 7. Характеристика отдельных социальных (национальных, возрастных, профессиональных и т.д. субкультур).

Понятие субкультуры. Выделенность субкультуры. Основания для выделения субкультуры (образ жизни, костюм, жаргон, манера поведения и др.). Источники формирования отличительных черт, характеризующих данную субкультуру. “Представление о себе” - взгляды и поведение людей, принадлежащих к данной субкультуре. Восприятие взглядов и поведения этих людей в обществе. Отражение самоописаний и описаний извне в воспоминаниях, художественной литературе, анекдотах и т.д.

Литература:

  • Белоусов А.Ф. Институтка // Ускользающее время, или плоды воспитания. Каталог второй ежегодной выставки центра современного искусства Дж.Сороса. Спб., 1996. С. 28 - 37.
  • Белоусов А.Ф. Сын дьячка // Philologia: Рижский филологический сборник. Вып. 1. Рига, 1994.

Семинар 8. Вещь как феномен культуры.

Прагматическая и непрагматическая функции вещи. Семиотика вещи. Вещь как показатель социального статуса. Социология вещи. Распространенность тех или иных вещей. Духовное содержание вещи. Предметы культа. Магия. Фетишизм. Вещь как средоточие памяти. Талисманы, сувениры. Вещь как отпечаток человеческого бытия. Вещь в культуре 20 века.

Литература:

  • Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. М., 1991. С. 111 - 144.
  • Художественный журнал. 1997. N 17. (Повседневность).
  • Эпштейн М. О лирическом музее // Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988.

__________________________________________________________________

1 Мы не претендуем, конечно, на полноту описания.
2 Предлагаемые словники не носят обязательного характера. Слушателям предлагается внести свои изменения и дополнения в эти схемы.

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.