ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > История науки > Темы лекций

 

Темы лекций
к курсу Н.И. Кузнецовой "История науки"

Лекция 1.
История науки как гуманитарная дисциплина и ее методологические особенности. "Презентизм" и "антикваризм" - методологическая дилемма современных историко-культурных исследований.

Лекция 2.
Наука как система с рефлексией. Методологические проблемы изучения систем с рефлексией.

Лекция 3.
Изучение феномена науки в исследовательской программе Венского кружка. Карл Поппер как критик концепции Рудольфа Карнапа. Успехи и идейный кризис Венского кружка.

Лекция 4.
Концепция науки и ее развития в работах Карла Поппера. Формирование нового подхода к изучению науки. Основные идеи "критического рационализма".

Лекция 5.
Критика концепции К. Поппера со стороны Томаса Куна. Модель науки в книге Т. Куна "Структура научных революций" (1962 г.).

Лекция 6.
Концепция методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса. "Методологический анархизм" Поля Фейерабенда. Идейный кризис "критического рационализма".

Лекция 7.
Концепция "неявного знания" Майкла Полани. Значение работ Т. Куна и М. Полани для смены исследовательских программ в сфере истории и философии науки.

Лекция 8.
Этнографический подход к анализу науки: основные идеи концепции Бруно Латура и Стивена Вулгара. "Этнографическая революция" ХХ века и ее значение для формирования новых подходов в области изучения феномена науки.

Лекция 9.
Методологические проблемы современной социологии науки в книге Дж. Гилберта и М. Малкея "Открывая ящик Пандоры" (1984 г.).

Лекция 10.
Проблема социальной обусловленности научного познания. Предшественники социологии знания: Карл Маркс, Макс Вебер, Карл Мангейм. Формирование "социальной истории науки" как самостоятельной научной дисциплины.

Лекция 11.
Проблема социо-культурной обусловленности науки в рамках "экологии науки". Альтернатива "интернализма” и “экстернализма" в историко-научных исследованиях. Социо-культурные проблемы формирования науки в России (XVIII - начало XIX вв.).

Лекция 12 - 13.
Изучение феномена науки в контексте постмодернистских идей: обзор современной литературы.

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.