ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Введение в социологию культуры

 

Введение в социологию культуры

Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин

Аннотация

Курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра в объеме 24 часа аудиторных занятий, в конце семестра проводится зачет.

Темы лекций

1. Культура и современность ("модерность"): постановка проблемы.
Модернизация как общая социокультурная рамка анализа. Общее содержание процесса: дифференциация социальных подсистем и специализированных институтов (экономика, политика, наука, искусство). Буржуазные революции XVII-XVIII вв., становление национального государства и гражданского общества. Выход на арену нового класса ("буржуазии"). Основные теории модернизации. Модернизация и становление социологии как науки, ее проблемного костяка и понятийного аппарата.

2. Идеальный проект культуры как программы "современности" (модерности).
Автономизация идеальных оснований действия, вычленение особого плана "культуры". Понятие "культура" и его референты ("цивилизация", "повседневность", общество"), история концепта - немецкая (философско-антропологическая) и английская (позитивистская, социально-антропологическая) линии трактовки. Национальные проекты общества и культуры в связи со становлением национального государства и национальной культуры (Франция, Великобритания, Германия, Россия, США). Страны запоздалой модернизации и повышенная значимость "культуры" (письменной культуры) для их новых, внесословных элит, "буржуазии образования" (Италия, Испания).

3. Культура как антропологическая программа.
Новый образ человека, его содержательные характеристики (разумность, способность воображения, социальность, стремление к идеальным целям). Универсальные и локальные конструкции “человеческого”. “Природа” и “культура”. Идея культуры как самовзращивания, постоянного повышения человеческого "качества". Функции идеальных образований (ценностей, символов). Значение эстетического: искусство как автономная сфера конструирования символических образцов, образов человека.

4. Ключевые проблемы современной эпохи ("модерности").
Рациональность, критический анализ традиции, автономная субъективность и "образ другого", коммуникация, коллективная идентичность. Символические темы модерности: новое, рациональное (иррациональное), иное (чужое, пограничное), история (доисторическое), нация (национальное) и др. Агенты модерности, носители идеи культуры (группы независимых интеллектуалов, различные круги их публики - объем, статус, каналы коммуникации).

5. Основные понятия общей социологии в связи с проблемами модернизации и программой культуры.
Символ, ценность, норма; смысл и значение. Действие и его аналитические типы (целевое поведение, аффективное, традиционное, ценностно-рациональное). Социальный институт и виды институциональных образований (рынок, церковь и секта, наука, литература, школа, армия и проч). Разновидности символических структур (обменные и необменные символические отношения). Система действия и механизмы ее социокультурной репродукции. Формы кумуляции и репрезентации культурных значений в традиционных, письменных и массовых обществах.

6. Носители культуры и их исторические типы.
Замкнутые и открытые сообщества. Жречество, монашество, софисты, чиновничество. Сословные и профессионально-групповые корпорации. Свободные интеллектуалы, богема (авангард). Элита и интеллигенция. Функциональная связь между новыми (современными, "модерными") элитами, выдвигаемыми программами развития общества и трактовками культуры (цивилизации).

7. Понятие социально-культурного процесса и его разновидности.
Социально-культурный процесс. Репродуктивно-циклические (праздник), цикло-динамические (мода, издательская деятельность, масс-медиа), структурно-институциональные (рационализация), финалистские (модернизация, урбанизация, просвещение, формирование нации), "взрывные" (мобилизация, революция), негативные процессы (аномия, деградация, распад и др.). Единицы измерения социальных процессов (циклы и ритмы). "Современники и синхронисты".

8. Структура и распределение культурного потенциала в обществе.
Функциональные типы социальных институтов и типы социальных ролей (на примере науки, масс-медиа, библиотеки, музея, школы). Институционализированные ценности и институциональные традиции. Литература как институт (роли, характер организации и степень дифференциации).

9. Пространственно-временная организация культуры и общества.
Возможности социологического анализа пространства-времени (связь социокультурных значений с формами социальной организации). Проблема центра, периферии и "глубины" социальной системы. Типы времени и формы их социального измерения (циклы моды; значения и формы памяти). Типы пространства и их ценностная определенность.

10. Конструкция и уровни культуры.
Культура высокая и массовая: к истории проблемы. Тематика и динамика ценостных конфликтов и сюжетных мотивов, функции массовой культуры. Проблема культурного авторитета (классика) и влияния ("звезда"). Классика-академизм-модернизм-популярное искусство-постмодернизм.

11. Социологическая поэтика текста.
Ценностно-нормативная структура повествовательного текста. Основные ролевые напряжения, представленные в искусстве: возрастные, половые, статусные, национальные (межкультурные). Проблематика личностной идентичности и культурного перехода (барьера).

Пространство и время в романе и лирике. Метафоры передвижения (путешествие, бегство, погоня и др.). Семантика замкнутого и открытого пространства в структурах идентификации. Лабиринт, центр. Семейное и индивидуальное, календарное (природное, родовое), хроникальное (социетальное) и “психологическое” время, а-хронические структуры в повествовании и лирике.

Имя и изображение героя (символика идентичности и перспектива "другого"). Повествовательная идентичность (повествование от первого и третьего лица), проблема идентичности в лирике (“я”, “ты”, “он”, “мы”).

12. Проблематика и символика идентичности в "формульных повествованиях".
Типы конфликтов, структуры самоотождествления и образы "других", конструкция сюжета, формы пространства-времени. Женское и мужское в массовой культуре и словесности. Примеры: мелодрама и любовный роман; детектив, боевик, женская криминальная проза; исторический роман; утопия и фантастика; эстрадная песня; кино. Социальные функции массовых жанров искусства, типы их публики.

13. Игра как тип сложного смыслопорождающего действия.
Понятие рамки и фикционалистской (автореферентной, игровой) установки. Виды игры и ее функции (этикет, ритуал, агон, драма и т.п.). Основные концепции игры (Хёйзинга, Каюа, Левада), "драматургическая перспектива" в социологии. Метафора в культуре, ее конструкция, разновидности, функциональный смысл.

Приложения

Литература к курсу
Указатель имен и терминов к курсу

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.