ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Основные интерпретационные стратегии современного искусствознания.

 

Основные интерпретационные стратегии современного искусствознания

Л.С. Артемьева

Аннотация

Программа курса семинарских занятий предназначена для слушателей Института европейских культур первого года обучения (первый семестр) и рассчитана на 14 учебных часов.

Курс посвящен основным подходам к изучению визуальной культуры, принятым в западноевропейском и отечественном искусствознании второй половины XX в. В центре внимания находятся техники анализа различного по характеру визуального материала (западноевропейской картины Нового времени, искусства авангарда, кино). Представлены как традиционные подходы, разработанные в рамках традиционного дискурса “Искусствознание” первой половины - середины XX в. (формальный анализ, иконология), так и способы работы с визуальным материалом, основанные на современных теориях, заимствованных из смежных дисциплин (семиотика, теория телесности, психоанализ и социология культуры). При этом значимым остается представление о специфичности визуального опыта и необходимости использования особого языка для его описания.

По каждому из изучаемых подходов анализируется система понятий, используемых при работе с визуальным материалом, рассматривается на какие особенности материала позволяет указать избранный автором подход. Таким образом, раскрывается диапазон возможностей, предоставляемых исследователю в рамках данной методологии. При этом особое внимание уделяется связям рассматриваемых на семинарах работ с общегуманитарной проблематикой.

В соответствии с целями курса на занятиях изучаются не только общетеоретические работы, но и тексты, посвященные анализу конкретного визуального материала и позволяющие продемонстрировать особенности применения теоретических положений. При этом предполагается также самостоятельная работа слушателей с произведениями искусства.

В результате работы на семинарских занятиях слушатели должны:

  1. Получить представление об основных способах интерпретации визуального материала, используемых в современном гуманитарном знании.
  2. Овладеть навыками описания и анализа визуальных образов.
  3. Получить навыки использования визуального материала в интердисциплинарных исследованиях.

Формы работы на семинарских занятиях включают как общие дискуссии, так и индивидуальные сообщения по отдельным темам.

По окончании курса слушатели выполняют письменную работу, в которой должна быть представлена интерпретация произведения искусства в соответствии с одним из изучаемых подходов.

Темы занятий. Источники и литература

Семинар 1. Восприятие “произведения искусства”.

Теории визуального восприятия в психологии искусства середины 20 в. Р. Арнхейм, Э. Гомбрих, Х. Зедльмайер.

Основные источники:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Главы: Введение. Равновесие. Выразительность.
  2. Gombrich E. Meditations on a hobby horse // Gombrich E. Meditations on a hobby horse and other essays on theory of art. L., 1963.

Дополнительные источники:

  1. Зедльмайр Х. Искусство и истина. М., 1999. Глава 4. Проблемы интерпретации. С. 109 - 118, 129 - 145. Приложение: Два примера интерпретации. Ян Вермеер “Аллегория живописи”.
  2. Gombrich E. Art and illusion. N.Y. 1960. Part Four: Invention and Discovery. IX. The analysis of Vision in Art. X. The Experiment of Caricature.
  3. Wollheim R. Painting as an Art. L.,1987. Part: What the Spectator Sees.

План занятия:

  • Охарактеризуйте представления о “произведении искусства” Р. Арнхейма и Х. Зедльмаера. Особенности восприятия произведения искусства согласно Арнхейму. Опишите способ анализа, предложенный Арнхеймом. Что вы считаете актуальным - общеупотребительным - не актуальным?
  • В чем специфика взаимооотношений зрителя и “произведения искусства” согласно Э. Гомбриху. Чем обусловлено зрительское восприятие? Чем подход Гомбриха отличается от отношения к произведению гештальт - психологов Арнхейма и Зедльмаера?

Литература:

  1. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. М., 1994. С. 245 - 248.

Семинар 2. Иконология -“символические (культурные) смыслы” произведения искусства.

Источники:

  1. Панофский Э. “Et in Arcadia ego”: Пуссен и элегическая традиция // Новое литературное обозрение. М.,1998. № 33 или Панофский Э. Ренессанс и “Ренессансы” в искусстве Запада. М.,1998. Гл.: Rinascimento dell’antichita: кватроченто. Разделы 6, 7.
  2. Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии // Советское искусствознание. М.,1990. Вып.25.

План занятия:

  • Концепция “символических смыслов” Э. Панофского. Цели, задачи и возможности анализа: иконология как история функционирования в культуре тем и мотивов. Произведение искусства и другие символические формы - литературные и философские тексты. Какое место занимает анализ художественных произведений в текстах Э. Панофского?
  • Представления о интерпретации произведения искусства Э. Гомбриха. Понятие “контекста” и теория декорума.

Литература:

  1. Базен Ж. История истории искусства. М.,1995. Гл.: Сила изображения: иконография. Сила изображения: иконология.
  2. Соколов М.Н. Границы иконологии и проблема единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского) // Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII - XVII вв. М., 1977.

Семинар 3. Структура произведения искусства.

Источники:

  1. Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Таллин, 1992. Т.1. С. 386 - 392.
  2. Данилова И.Е. О композиции картины кватроченто // Данилова И.Е. От средних веков к возрождению. Сложение художественной системы картины кватроченто. М., 1975; (или Данилова И.Е. Тема лестницы в итальянском искусстве кватроченто // Arbor mundi. Мировое древо. М.,1996. Вып.4.)
  3. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.,1996. (Гл.: Введение. Семиотика иконы.)

Дополнительные источники:

  1. Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ. М., 2000.
  2. Тармо А. Пасто. Заметки о пространственном опыте в искусстве // Семиотика и искусствометрия. М.,1972.
  3. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.,1980.

Справочная литература:

  1. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996. Гл.: Структура. Структурализм.

Семинар 4. Семиотика искусства. Произведение искусства как текст.

Источники:

  1. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания. М.,1996. № 12. Главы: Контекст. Отправители. Получатели. Нарратология. История и статус значения.
  2. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
  3. Де Серто М. Сад: Блажь и блаженство Хиеронимуса Босха // Художественный журнал. М., 1996. N.13.

План занятия:

  • Р. Барт. Изображение как знаковая система, типы знаков и коды прочтения. Полисемия.
  • Мишель де Серто. Смыслообразующие элементы картины: композиция, эмблемы, изобразительные мотивы. Указания на уникальность визуального и демонстрация неразрешимости “смысловой определенности изображения”.

Литература:

  1. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Гл.: Ролан Барт: от “текстового анализа” к “наслаждению от текста”.
  2. Интертектуальность // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.

Семинар 5. Семиотика города. Архитектурное пространство и власть.

Источники:

  1. Беньямин В. Париж, столица девятнадцатого столетия // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.
  2. Фуко М. Паноптикон // Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 282 - 308.

Дополнительные источники:

  1. Бодрийар Ж. Америка. Спб.,2000.
  2. Barthes R. Semiology and the Urban // Rethinking Architecture, ed. N. Leach. N.Y. 1997.
  3. Семиотика города и городской культуры // Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1984. Вып. 664.
  4. Certeau M. de. The Practice of Everyday Life. University California Press, 1988.

План занятия:

  • Из каких элементов складывается город Беньямина? Памятники архитектуры, интерьеры, ландшафт Парижа, “панорамы” и т.д., их значение для понимания культуры XIX в.
  • Архитектура и человек (зритель, надсмотрщик и т.д.), проблемы взаимодействия. Представления Фуко о власти.

Семинар 6. Социология искусства. Проблемы “массового восприятия”, профанного - элитного в визуальной культуре XX в.

Источники:

  1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.,1996. С. 17 - 60.
  2. Гройс Б. Утопия и обмен. М.,1993. Глава “Инновационный обмен”. С. 190 - 192, 195 - 207, 217 - 225.

Дополнительно:

  1. Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. М., 1999. № 23.
  2. Гройс Б. Музеи и дифференция // Художественный журнал. М.,1996. № 13.

План занятия:

  • Проблема уникальности “произведения искусства”. Кино и изменение способов чувственного восприятия. Особенности массового восприятия, “визуальное бессознательное”.
  • Оппозиция элитного и профанного как способ существования современной культуры и современного искусства.

Литература:

  1. Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Cambridge, 1989.

Семинар 7. Исследования видения и визуального.

Источники:

  1. Крери Д. Обновленное видение // Художественный журнал. 1995.№ 8.
  2. Ямпольский М. Наблюдатель. М., 2000. Гл.: Старьевщик. Катастрофа. С. 1 - 25, 89 - 110.
  3. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания. М.,1996. № 12. Главы: Контекст. Отправители. Получатели. Нарратология.

План занятия:

  • Истории видения. Языки описания. Фигура наблюдателя, ее характеристики, метафоры видения - театр, паноптикон, камера - обскура, картина, другие характеристики. Техники анализа - визуальные метафоры в художественном тексте. Научные теории зрения. Видение в век кино.

Литература:

  1. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998. Глава: Постмодерный лик современности. “Весь мир - театр” (С.184 - 186).

Семинар 8. Искусство в рамках философии телесности.

Репрезентация тела в различных культурах как объект специального интереса.

Источники:

  1. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.,1997. Глава: Новая гармония.
  2. Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem’93. М.,1994.

Дополнительные источники:

  1. Барт Р. Мифологии. М.,1996, 2000. Глава: Лицо Греты Гарбо.
  2. Ямпольский М. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). М.,1996. Гл.: Введение. Возвращение домой: различие и повторение.
  3. Нанси Жан-Люк. Corpus. М., 1998.

План занятия:

  • Делез. Как выглядит барочное пространство? Характерные черты представления мира в живописи и философии барокко.
  • Ямпольский. Исследования практик физиогномических (телесных) трансформаций. Образы тела, лица и жеста в эпоху Великой Французской Революции. Основные понятия (аффект, мимесис, удвоение, трансформация, монстр и т.д.).

Литература:

  1. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995. Глава: Понятие тела. С.11 - 44, 83 - 88.

Справочная литература:

  1. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996. Гл.: Различение. Телесность.

Литература к курсу:

  1. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. М.,1995.
  2. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
  3. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.
  4. Art in Theory 1900 - 1990. An Anthology of Changing Ideas // ed. C. Harrison and P. Wood. Oxford - Cambridge, 1996.
  5. Modernism, criticism, realism. Alternativ contexts for art. L., 1984.
  6. Visual culture. London, 1995.
  7. Modernity and the Hegemony of Vision. Ed. by D.M. Levin. Berkeley, 1993.

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.