ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Языки описания советской эпохи: 1990-е годы

 

Языки описания советской эпохи: 1990-е годы

Ю.Г. Лидерман, кандидат культурологии,    Д.Н. Мамедова
 

Организационно-методический раздел

Программа курса составлена для студентов НОУ «Институт европейских культур». Курс состоит из двух разделов: «Языки описания советской эпохи 1990-е годы. Кино», «Языки описания советской эпохи 1990-е годы. Детская литература».

Курс «Языки описания советской эпохи. 1990-е гг.» рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра, 48 аудиторных часов и состоит из двух семинаров, каждый по 24 часа аудиторных занятий; в конце семестра проводится зачет. Семинары проводятся в третьем семестре студентам второго курса ИЕК. Курс «Языки описания советской эпохи. 1990-е гг.» относится к IV циклу Дисциплины специализации государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020600 «Культурология». Структура и содержание курса органично связаны с дисциплинами профессионально-образовательной программы по культурологии.

Целями и задачами курса является:

  • знакомство с текстами, описывающими культуру советского периода, созданными 1970-1980-е годы в Европе и Америке (славистика) и в 1980-1990-е годы в России;
  • апробация методов гуманитарного знания, изученных в течение 1-го года обучения при исследовании феноменов «советской культуры» (с углубленным изучением кинематографа и литературы).

Данный курс должен помочь слушателям, собирающимся исследовать особенности советской культуры в поиске методологических основ, исследовательских подходов, материалов и источников.
 

Введение

Для курса «Языки описания советской эпохи. 1990-е гг.» студент должен обладать знаниями в области истории советского периода, теории и истории культуры, методологии гуманитарного знания, в частности, быть знакомым с основными стратегиями социологии культуры.

В конце курса, слушателю предлагается сдать письменные работы (от 1 до 3-х). При этом учитывается посещаемость и активная работа в семинаре (по десятибалльной системе). Письменные работы оцениваются тоже по десятибалльной системе. Слушатели, получившие допуск к зачету (не менее 15 баллов) имеют также возможность подготовить рефераты и сообщения по теме письменной работы и представить текст в устном или письменном виде.

Поскольку материал курса сгруппирован в три тематических блока, состоящих из теоретических текстов и исторических источников (письменных и визуальных), для получения зачета, слушатели должны предоставить отчетные работы по каждому тематическому блоку. Преподавателем может быть предложен реферат теоретической работы или разбор (семиотический, феноменологический и т.п.) одного из предложенных источников.
 

Требования к уровню освоения содержания курса

Требования к уровню освоения содержания курса для слушателей:
прослушавший курс «Языки описания советской эпохи. 1990-е гг. Часть 1. Кино» имеет представление о следующих темах.

  1. Возможности периодизации советской культуры.
  2. Дисциплинарный состав исследований советской эпохи.
  3. Структурализм. Последователи структурализма и исследования советской культуры.
  4. «Повседневность». Разработка понятия повседневность на советском материале.
  5. Возможности концептуализации «советского».
  6. Советский кинематограф как источник изучения политической культуры.
  7. Особенности культурной продукции в условиях тоталитарных режимов.
  8. Жанровая структура советского кинематографа.
  9. Состав и функции заимствованных из других культур элементов в советской культуре.
  10. Аллегории и символы в советской символической индустрии.
Структура курса

Курс состоит из вводной части, посвященной закомству с направлениями исследований советской эпохи и 3-х тематических блоков, где рассматривается, как в советской культуре презентируются основные темы культуры модерна: труд, война, любовь (внутренний мир героя), и заключительного раздела, где рассматриваются процессы постсоветской культуры.
 

Календарный план курса

Тема 1. Исследования советской культуры.

Лекция. 1. Gesamtkunstwerk. Вагнер. Сталин. Гитлер? Авангард и тоталитаризм.
Семинар 2. «Пространства советского». Философские подходы в изучении советской культуры.
Семинар 3. Ритуалы солидарности. Застолья - Демонстрации - Праздники. Социологические подходы в изучении советской культуры.
Семинар 4. «Советский человек». Тело - Письмо - Стыд. Антропологические подходы в изучении «советской культуры».
Семинар 5. «Коммуналка и селькоры». Изучение советской повседневности.
Семинар 6. Игра и норма. Детская литература как социальный институт.
Семинар 7. «Родная речь». Тексты учебника как предмет культурологического анализа.

Тема 2. Презентация темы «труд» в советской культуре.

Семинар 8. Индустриальный пейзаж - пространство жизни советского человека. Производственный роман. Кинематограф 30-х - 70-х.
Семинар 9. Воспитание трудом. Трудовые сюжеты в учебной и художественной литературе для детей и кинематографе.
Семинар 10. Педагогические практики 20-х годов: Педология. Педагогика А. Макаренко.
Семинар 11. «Перековка». Беспризорники и уголовники в литературе и кинематографе 30-х годов.

Тема 3. Презентация темы «война» в советской культуре.

Семинар 12. Метафоры военного времени в советском кинематографе и детской литературе.
Семинар 13. Всеобщая мобилизация. Трансформация сюжета в до- и послевоенной детской прозе.
Семинар 14. «Советский пантеон». Вожди и враги в детской литературе.

Тема 4. Презентация внутреннего мира героев в советской культуре.

Семинар 15. Пространства и слова любви в советском кинематографе 30-х - 60-х гг.
Семинар 16. Первая любовь. Литературное и фольклорное бытование сюжета.
Семинар 17. Познавательное путешествие. Освоение «публичного пространства» в детской литературе.

Тема 5. Постсоветская культура.

Семинар 18. Сатира. Стеб. Ирония. Модальности рефлексии в кинематографе и литературе 90-х.
Семинар 19. Римейки. Успех и воспроизводство советских культурных образцов.
Семинар 20. Ретро-эстетика и ценностная ориентация постсоветского человека.
Семинар 21. Преемственность жанра. Фильм о войне и боевик в кинематографе 90-х.
Семинар 22. Постсоветские стратегии переиздания произведений советского периода, адресованных детям.
Семинар 23. Современные стратегии изучения советской детской литературы.
Семинар 24. Образ современного ребенка. Массовая культура и воспитание «продвинутого пользователя».
 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ
  1. Значение слов «норма», «канон», «советское» в аналитических тестах о культуре советского периода.
  2. Искусство (живопись, кино, архитектура), как источник изучения тоталитарных культур.
  3. «Повседневность» и изучение тоталитарных культур XX века. Преимущества и недостатки.
  4. Презентация труда в кинематографе, связь темы труда с перспекстивой прошлое/настоящее.
  5. Жанровые возможности презентации темы «труд», от комедии до эпоса.
  6. Труд и судьба. Перековка. Восхождение. Подвиг. Значение темы труд для советской антропологии.
  7. Война в контексте советской культуры. Борьба или военный порядок.
  8. Военные. Персонаж или инструмент власти.
  9. Война - возможности инерпретации: время, риторика, работа.
  10. Советский человек. Эмоции на экране. Энтузиазм и воля.
  11. Нормативные презентанции личных переживаний в советской культуре.
© Институт европейских культур, 1995 - 2006.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.