ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Европейская литература ХХ века

 

Европейская литература ХХ века

А.М. Зверев, доктор филологических наук, профессор

Аннотация

Лекционный курс “Европейская литература ХХ века” рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра: 32 часа аудиторных занятий (26 часов - лекции, 6 часов - семинары); в конце семестра проводится экзамен.

Основной материал курса взят из истории немецкой и французской литератур ХХ века. Поскольку слушатели курса - будущие культурологи, материал истории литературы освещается в широком философско-культурологическом контексте, с использованием важнейших трудов по эстетике и теоретическим аспектам культурологии, принадлежащих крупным мыслителям Запада (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Ж.П. Сартр, А. Камю, Р. Барт, У. Эко). Специфической особенностью курса является также привлечение работ по философии искусства и по основным проблемам художественной жизни ХХ века, написанных видными авторами русского Зарубежья (Н. Бердяевым, С. Булгаковым, Ф. Степуном, Г. Федотовым); тем самым слушатели получают доступ к почти не разработанному, однако чрезвычайно ценному материалу. Курс оказывается непосредственно соотнесен с программами философских и культурологических дисциплин, изучаемых в ИЕК (как, разумеется, и с программой курса русской литературы ХХ века).

Учитывая, что интенсивное и объективное изучение западного литературного процесса ХХ века началось в России только за последние годы, программа построена так, чтобы решались две основные задачи:

  1. создание достаточно представительной картины основных, определяющих явлений литературы закончившегося века, который осознается как особая литературная эпоха с собственными философско-эстетическими доминантами и приоритетами: в связи с этим рассматриваются наиболее значительные направления (экзистенциализм, “новый роман”, театр абсурда, постмодернизм) и творчество крупнейших (или наиболее репрезентативных) писателей от Ф. Кафки до Г. Грасса и М. Кундеры;
  2. анализ главенствующих категорий эстетического ряда, совокупность которых определяет новое художественное качество литературы ХХ столетия ( трансформация категорий трагического и смехового, новое содержание категорий эпичности, фактографизма, художественной условности или деформации и т.п.)

В отличие от принятой в российских университетах методологии, которая предполагает построение аналогичных курсов либо по странам (французская литература, английская литература и т.д.), либо по периодам ( литература 20-х годов, литература Второй мировой войны), либо по школам и направлениям (сюрреализм, социальный роман 30-х годов, неоавангард), данный курс строится прежде всего как проблемный, причем главной проблемой является новое художественное качество. Именно оно позволяет определить ХХ век как особую эпоху в развитии литературы и обозначить те модификации, которые претерпела семантика самого понятия “литература”, особенно в заключительные десятилетия закончившегося века.

Темы лекций

Тема 1. ХХ век как литературная эпоха.
Границы ХХ века в истории литературы. Основные концепции хронологии и эстетической сущности ХХ века как особого периода в истории художественной культуры. Философия Ницще: предвестие основных направлений эстетического развития в ХХ веке. Трактовка ХХ века как времени “срыва культуры”( Н. Бердяев, С. Булгаков, Г. Федотов). Марксистские интерпретации истории литературы в ХХ веке - анализ “кризиса безобразия” в трудах М. Лившица.

Тема 2. ХХ век - “умирание искусства” или обновление искусства.
Постановка этой проблемы в эстетических и искусствоведческих трудах Р.М. Рильке. Философия и эстетика Х. Ортеги-и-Гассета (“Дегуманизация искусства”, “Восстание масс”). Книга В. Вейдле “Умирание искусства” как опыт постижения и аналитики художественного языка ХХ века (живопись, литература).

Тема 3. Философская и культурологическая проблематика романа Т. Манна “Волшебная гора”.
Нафта и Сеттембрини в споре о духовных приоритетах. Интеллектуально-философский роман Т. Манна: новое качество жанра.

Тема 4. Творчество Ф.Кафки.
Характер конфликта. Тип героя. Духовные и эстетические верования. “Пражский топос” как явление культуры ХХ в.:М. Кундера о Кафке (книга “Искусство романа”). Творчество Кафки и трансформация категории трагического в ХХ веке.

Тема 5. “Субъективная эпопея” М.Пруста.
Тип героя. Концепция времени. Пруст и традиция психологической прозы (Стендаль, Флобер) - сущность обновления. Анализ новаторства Пруста у Ортеги-и-Гассета и у Набокова.

Тема 6. Эпический театр Б.Брехта.
Проблема авангардизма и пути развития литературы авангарда. Новаторство Брехта: очуждение,новое театральное пространство, новый тип условности и деформации. Социологический контекст в “Трехгрошовой опере”, “Мамаше Кураж”, “Жизни Галилея”. Авангард и революция:от революции в искусстве к политической революционности.Типичность этой эволюции в литературе ХХ века.

Тема 7. Экзистенциализм: философская концепция, литературное направление.
Предпосылки формирования, творческая история. Решение основных эстетических проблем у Сартра (традиция и обновление, “историчность”, “ангажированность”). Сартр-романист: “Тошнота”. Сартр - драматург: “Мухи”.

Тема 8. Творческий путь А.Камю.
Эстетические взгляды. Доминирующие мотивы - бунт, абсурд. “Чума” и проблема иносказательности в литературе ХХ века.

Тема 9. Немецкая литература “расчета с прошлым”.
Программа “Группы 47”. Трансформация смехового мира в литературе ХХ века - “Глазами клоуна” Г. Бёлля. Новое качество эпичности в литературе ХХ века - Данцигская трилогия Г. Грасса.

Тема 10. Французский “новый роман”.
Структурализм и постструктурализм как теоретическое обоснование писательских принципов “школы нон-репрезентации” (статьи Р. Барта, “Теории символа” Ц. Тодорова). Книга А. Роб-Грийе “За новый роман” и художественное творчество этого писателя (“В лабиринте”). Вехи творческой эволюции Н. Саррот.

Тема 11. Театр абсурда.
Проблематика абсурда в литературе ХIХ века (Гоголь, Достоевский) и у Ионеско. Театр абсурда в контексте истории авангарда. Смеховой мир и трагическое в театре абсурда (С. Беккет, С. Мрожек).

Тема 12. Опыт “реального социализма” и литература противодействия в странах Восточной Европы.
Тоталитаризм и литература ХХ века на примере восточноевропейских литератур (Б. Грабал, В. Гомбрович). Писатель в изгнании как феномен художественной жизни ХХ века . Творчество М. Кундеры.

Тема 13. Постмодернизм: основные категории, место в истории литературы ХХ века.
Постмодернизм и концепция “постсовременности”. Границы понятия “литература” в постмодернизме. У. Эко как теоретик и как романист. “Имя Розы” - “гипертекст” художественной культуры конца ХХ века.

Семинары

1. Творчество Ф. Кафки и трансформация основных художественных категорий в литературе ХХ века.
Вопросы для обсуждения:

а) герой Кафки - характер, тип или проблема?
б) проблематика отчуждения у Кафки;
в) жанровое своеобразие прозы Кафки. Проблема иносказания.

Источники:
Кафка Ф. Процесс. В исправительной колонии. Письмо отцу. Дневники // Кафка Ф. Собр. соч. в 4 тт. Спб, 1999. т. 2 - 4.
Литература:
Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998.

2. Экзистенциализм: философские концепции и художественная практика.
Вопросы для обсуждения:

а) категория “ангажированности” по Сартру;
б) категории бунта и абсурда в “Постороннем” Камю;
в) “Чума” Камю - поэтика философской прозы ХХ века.

Источники:
Сартр Ж.П. Тошнота. М, 1994. Сартр Ж.П. Что такое литература. М., 1997. Камю А. Посторонний.Чума. // Избранное. М., 1988. Камю А. Творчество и свобода. М.,1990.
Литература:
Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М.,1994. Великовский С.И. Грани “несчастного сознания”. М., 1973.

3. Литература и тоталитаризм: восточноевпопейский вариант.
Вопросы для обсуждения:

а) коллективизм и личность по “Невыносимой легкости бытия” М. Кундеры;
б) “смеховой мир” литературы при тоталитаризме. С. Мрожек;
в) оппозиции в прозе Кундеры: идеология и эстетика.

Литература:
Кундера М. Невыносимая легкость бытия // Иностранная литература, 1992, № 5/6. Кундера М. Бессмертие. Спб, 1996. Мрожек С. Как я сражался. М., 1995.

Приложения

Источники и литература

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.