Международный учебно-научный центр РГГУ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК: Новости > Летняя школа МКИЕК 2008

 
Летняя школа МКИЕК 2008
Институт русской и советской культуры им. Лотмана Рурского университета г. Бохума (в сотрудничестве с Международным консорциумом по изучению европейских культур)

Культурная семантика деревни и города в России и в Европе

Место проведения: Вологда, Санкт-Петербург
Сроки проведения: 24.08.2008 - 05.09.2008

 

I. Тематика и образовательные цели летней школы

При попытке объяснения фундаментальных культурных различий между Россией и Западной Европой на основе их исторического генезиса в исследованиях по истории культуры часто указывается на различие типов деревенских и городских структур и на вытекающие из них различия в установках сознания и в менталитете. Действительно, развитие города и деревни протекало в Западной и в Восточной Европе весьма по-разному в силу несовпадающих политических и социокультурных рамочных условий. Если в Западной Европе уже в период расцвета средневековья и, самое позднее, с началом нового времени возникла форма власти, базирующаяся на договоре и консенсусе, то российская модель власти вплоть до 20-го века в большой степени определялась ориентированным на личность феодализмом, который препятствовал эмансипации и автономии городов. Деревенская и городская культуры в России и в Западной Европе также оцениваются по-разному в зависимости от бытующего восприятия Своего: путешественниками с Запада Россия, как правило, воспринималась как отсталая, часто – как нецивилизованная и статичная страна, а Западная Европа, напротив, также и с российской точки зрения, выглядела современной, динамичной, но одновременно холодной и безличной.

Наряду с этим соответствующее специфическое развитие зачастую создавало основу культурно-семантической интерпретации и тем самым могло попасть в мир идей в качестве центрального элемента ретро- или проспективной концепции (идеализация прошлого или создание утопий). Так, например, обогащенная историко-философскими элементами идеология западников и славянофилов в России 19 века активно использует соответственно негативную или позитивную оценочную матрицу деревенского и городского бытия России, которую она в одном случае клеймит как пространство, где отсутствуют история и идентичность (западники); в другом – превозносит как этико-культурный идеал в качестве модели успеха для будущего (славянофилы). Культурные концепции деревенского и городского своеобразия России/Западной Европы, разумеется, возникали также и в литературе, живописи, исторической философии, политике и играли весьма значительную роль также и в социальном проектировании России. В этой связи достаточно вспомнить о планах на будущее В.И. Ленина, который тесно связывал развитие революционной страны с урбанистическим видением.

Сфокусированность на понимании города и деревни создает поэтому наиболее подходящую перспективу для того, чтобы в рамках Летней школы МКИЕК детально проанализировать и критически рассмотреть структурные различия и сходства России и Европы.

В методологическом отношении при этом следует разграничивать отдельные сферы, во взаимодействии которых городское и деревенское бытие нужно понимать как признаки состояния культуры:

  1. Исторические и современные деревенские и городские структуры

    Здесь речь идет прежде всего о реконструкции (на отдельных примерах) основных признаков истории города и деревни, а также структур городской и деревенской жизни (политика, экономика, торговля, архитектура, инфраструктура, деление на сословия, представленность демократии, культурная жизнь, формы общественной жизни и коммуникации и т. д.) Основные аспекты, находящиеся в центре внимания: являет ли собой «деревенскость» 'отставание' в историческом развитии или это состояние имеет собственную значимость? Являются ли российские деревни местами жизни (социоэкономической репродукции) в противоположность городам как местам власти (резиденциям властителей, управления, торговли)? Городская культура как базис для 'консенсуальной культуры': почему в России не возникают города (деревни как 'консенсуальная культура'). Что означает в Западной Европе «городской воздух освобождает»? Как с этим обстоит дело в России и почему города (с точки зрения власти) – это только «другие деревни»? Какое значение имеют такие факторы, как структурная плотность, коммуникация и формы торговли для развития деревни и города? Как выглядит с точки зрения истории продуктивность городов и деревень?

    Главная образовательная цель этой темы – научиться более дифференцированно оценивать, какие структурные факторы обосновывают различия в развитии России и Западной Европы. Для этого необходимо обратиться к конкретным примерам.
     
  2. Город и деревня как виды интерпретации культуры и сфера семиотики:

    Как уже отмечалось, на основе исторически сложившихся городской и деревенской культур формируются образцы толкования культуры, которые используются в коммуникации для описания и своими, и чужими. Многочисленные примеры тому встречаются в русской и западноевропейской культуре, начиная с эпохи просвещения и особенно с 19 века. Темы «деревня» и «город» играют при этом исключительно важную роль в русской философии, литературе (например, 'московские' и 'петербургские тексты'), в живописи (например, движение передвижников) и в идеологии (революционные утопии, представления о модернизации и т. п.) В этом комплексе на переднем плане должны быть вопросы: как и с какими целями создавались и реализовывались концепции, как семантизировались 'деревня' и 'город' на протяжении последних двух веков, каким видам идеализации или отрицания они подвергались. Интерес будет также представлять, какое обратное воздействие эти культурные конструкты оказывали на способы видения деревенского и городского бытия и тем самым – наряду с текстами этих концепций – на визуальный канон (живопись, фотография, фильм) в русской культуре. Здесь речь идет, в конечном счете, об 'образах России' в широком смысле, которые вытекают из соответствующих философско-идеологических фундаментальных трудов. Нельзя игнорировать тот факт, что эти 'образы' были убедительными лишь тогда, когда они – хотя бы частично – могли быть увязаны с жизненной практикой, даже если они и не 'отражали' последнюю, а скорее использовали ее как инструмент в культурной коммуникации. Некоторые из этих конструктов, как, например, превозношение деревни и ее социального уклада как идеала в философских эссе славянофилов, оказались исключительно стойкими и продолжали существовать вплоть до конца 20 века. При этом историческая реальность часто подменялась прижившимся в данных построениях мифом. В рамках летней школы следует проследить причины таких процессов субституции, которые приводили к созданию многочисленных фантастических представлений о деревне и городе.
     
  3. Город и деревня как объекты собственного и чужого восприятия и представления

    Специфический деревенский характер России, а также особую роль городов подчеркивали западные путешественники во время их пребывания в России; с другой стороны, такие же доводы приводили и сами русские для подтверждения существования особой, противоречащей логике (западного) разума 'сути' российского бытия. Данные образцы восприятия деревенского и городского, которые при наблюдении России должны были формироваться иначе, чем в Западной Европе, обосновывали качественное различие между действительным познанием страны через опыт и моделями культурной интерпретации (конструктами). Восприятие (и воспринимаемость) деревенского и городского тем самым была запрограммирована заранее вдвойне: с одной стороны, познанием реальности в опыте, с другой, – культурными интерпретациями и преломлениями, которые фильтровали мир через мировоззренческую призму, базирующуюся на истории идей и культуры, или по меньшей мере создавали некий фон. Это относится, например, к полным эйфории наблюдениям России Р.М. Рильке на рубеже 19 и 20 веков или к заранее настроенному на марксистский лад видению левой немецкой интеллигенции, которая совершала путешествия в советскую Россию в 1920-е годы. Часто эти априорно существовавшие представления модифицировались также за на основе реального опыта, преодолевались и опровергались; за этими особыми «учебными достижениями» потом в большинстве случаев следовали альтернативные оценки деревенской и городской жизни, которые, если они были опубликованы, например, в форме путевых дневников, опять-таки входили в соответствующие 'дискурсы России'.

    Конструкты России базировались не только на текстах, картинах или идеях; они обладали также семантически нагруженной географией. Поэтому город и деревня, столицы и провинция, центр и периферия должны быть исследованы как семантические пространства с точки зрения следующих ключевых вопросов:
    Как выглядели/выглядят ментальные карты России (и Западной Европы)?
    Какие границы включения и исключения нанесены на них?
    С какими ценностями и (как внешними, так и внутренне освоенными) сложившимися представлениями они связаны?
    Где наблюдается преемственность, где – радикальное отрицание?
    Семантические пространства следует не только рассматривать географически как площадь и структурно, но и понимать их как накопитель исторического опыта, исследовать в плане их оформления и охватить в их чувственных измерениях: Как воспринимается соответствующий «климат» (также и в переносном смысле), какой аромат «большого далекого мира» или соседнего крестьянского двора ассоциируют с Россией местные жители и наблюдатели («здесь Русью пахнет»), как возникает чувство родины и т. д.?

    Деревенскую и городскую сущность следует рассматривать, в конечном счете, не как 'объективные', базирующиеся только на исторических данных критерии качественных различий между Россией и Западной Европой, но и как динамичные сложившиеся представления, в которые вливаются решающие исторические, а также обусловленные временем интерпретации, мифы и процессы своего или чужого восприятия. Лучше понять эту вариативность и динамику в определении деревенского/городского – также и в их исторических измерениях, проследить ее на конкретных примерах из деревенской и городской культуры России и (фрагментарно) Западной Европы, чтобы тем самым прийти к обоснованной оценке культурного взаимоотношения между Востоком и Западом – основная образовательная цель летней школы.
II. Организация
  1. Целевая группа

    Летняя школа обращена прежде всего к студентам, обучающимся по магистерским программам (или к студентам 4 и 5 курса в РФ), изучающим русскую и европейскую культуру. В первую очередь она адресована студентам из Германии и из России, причем приоритетной целевой группой являются студенты международной магистерской программы «Русская и европейская культура», которая предлагается Рурским университетом, Институтом европейских культур и РГГУ. Летняя школа будет открыта и для других участников.
    Максимальное количество участников – 45 человек.
     
  2. Формы работы

    Основная форма работы летней школы – т. н. «мастер-классы». Эти мастер-классы (см. программу) включают в себя наряду с докладами экспертов прежде всего студенческие презентации, в которых будут представлены результаты предварительной индивидуальной или групповой работы по подготовке проекта (одной из тематических областей) и проводиться дискуссия с участниками летней школы. Студенческие проектные презентации распределены по отдельным мастер-классам. Дополнительно в программу мастер-классов интегрированы учебные экскурсии, которые также служат углублению соответствующей тематики данного мастер-класса.
     
  3. Сроки, место, проведение:

    Летняя школа будет проходить в период 24.08. – 05.09.2008 в Вологде и Санкт-Петербурге. Ее будут организовывать Вологодский государственный технический университет и Институт русской и советской культуры им. Ю.М. Лотмана Бохумского университета.
    Рабочий язык – русский.
     
  4. Научное руководство, ученые-специалисты:

    Общую подготовку Летней школы и научное руководство ею осуществляют д-р Анне Хартманн и д-р Клаус Вашик (Институт им. Лотмана Рурского университета). В мастер-классах принимают участие следующие специалисты: проф. д-р. филол. наук С.М. Кибардина, проф. д-р К. Энгель, проф. д-р Э. Гаретто, проф. д-р ист. наук А.В. Камкин, проф. д-р искусств. А.А. Рыбаков, канд. ист. наук Р.Л. Красильников, канд. ист. наук И.В. Спасенкова. Дополнительно в летней школе будут принимать участие два эксперта из Санкт-Петербурга.
     
III. Программа (по состоянию на 07.03.2008)

Вс. 24.08

Прибытие в Москву, переезд в Вологду вечерним поездом, прибытие в Вологду 25.08 (утром).

Пн. 25.08

14.00 – 18.00
Открытие летней школы, представление структуры, целей и содержания.
Вводный доклад. Город и деревня в России и в Европе: Различия и сходства в менталитете, формах жизни и в восприятии на рубеже веков. Обзор проблематики.

Вт. 26.08

10.00 – 13.30
Мастер-класс 1 (проф. А.В. Камкин, доц. И.В. Спасенкова):
Истоки, концепции и ментальность города в российской провинции.
Вводный доклад и студенческие презентации, дискуссия.

Темы студ. презентаций (предложения!!!!):
- Развитие и ментальные структуры г. Вологды как парадигма провинциального города
- Роль и значение провинциального города в русской культуре

15.00 – 18.00
Продолжение мастер-класса в форме учебной экскурсии (пешеходная экскурсия по городу, кремль, избранные места).

Ср. 27.08

10.00 – 13.30
Мастер-класс 2 (проф. А.В. Камкин):
Семантика деревни в России и в Европе.
Вводный доклад: Социокультурные контексты деревенской жизни и деревенского быта. Студенческие презентации, дискуссия.

Темы студ. презентаций (предложения!!!!):
- Структуры и формы деревенского сознания
- Деревенский язык в прошлом и настоящем
- Развитие деревенской идентичности в 19/20 веке
- Русские и европейские «деревни» и их будущее в 21 веке.

15.00 – 18.00
Продолжение мастер-класса: Экскурсия по краеведческому музею, отделу древнерусской живописи (собрание икон).

19.00 – 20.30
Продолжение мастер-класса: Русская икона – иконография и реставрация (практический семинар в филиале Центра им. Грабаря под руководством проф. А.А. Рыбакова).

Чт. 28.08

Мастер-класс 3 (проф. А.В.Камкин).
Религиозность в России и роль монастырей в русской культуре средневековья и современности.
8.00. Отъезд в Ферапонтово (экскурсия, студенческие презентации).
ок. 13.00 Горицкий женский монастырь (доклад).
15.00 Кирилло-Белозерский монастырь / экскурсия в музее (собрание икон) и по территории монастыря.
18.00 Охотничий домик (студенческие презентации и дискуссия).

Пт. 29.08

10.00 – 13.30
Мастер-класс 4 (канд. ист. наук Р.Л. Красильников).
Культурная семантика деревни и города в русской и советской литературе.
Вводный доклад, студенческие презентации, дискуссия.

Темы студ. презентаций (предложения!!!!):
- «Московский» и «Петербургский тексты» в русской/советской литературе
- Деревенская проза: утеренная память - ностальгия - социальный вызов?
- Деревня и город в призме русской философии 19/20 века
- Деревня и город на фоне урбанизации 21 века (или: будущее деревенской и городской тематики в современной литературе)

15.00 – 18.00
Продолжение мастер-класса, студенческие презентации.

19.00 – 21.00
Вечерний семинар: Деревня и город в русском и европейском кино (проф. д-р Кристине Энгель)

Сб. 30.08

Продолжение мастер-класса 4:
Деревенская культура как историческая форма жизни.

9.00 – 13.00
Музей деревенской культуры, экскурсия и продолжение мастер-класса.

15.00 – 17.00
Заключительная дискуссия по мастер-классам 1 – 4 (в музее).

Вс. 31.08

Переезд в Санкт-Петербург на автобусе

Пн. 01.09

10.00 – 13.30
Мастер-класс 5 (N.N.)
Петербург как городская парадигма – к роли «столицы» в российской и европейской культуре, вводный доклад и студенческие презентации.

Темы студ. презентации (предложения!!!!):
- Петербург как лаборатория русской современности в начале 20 века
- Что видно (было) из «Окна в Европу»: границы и оптики.

15.00 – 18.00
Продолжение мастер-класса: экскурсия по Санкт-Петербургу и краткие доклады.

Вт. 02.09

10.00 – 13.00
Мастер-класс 6 (д-р Клаус Вашик).
Восприятие России (на примере города и деревни) европейскими путешественниками 19-го и 20-го веков (часть 1). Студенческие презентации.

Темы студ. презентаций (предложения!!!):
Российские города и деревни глазами немецких путешественников 19/20 веков (группа из Бохума)

14.30 – 18.00
Экскурсия в Русский музей

Ср. 03.09

10.00 – 18.00
Мастер-класс 7 (д-р Анне Хартманн)
Восприятие России (на примере города и деревни) европейскими путешественниками 19-го и 20-го веков (часть 2). Студенческие презентации.

Темы студ. презентаций (предложения!!!!):
Российские города и деревни глазами австрийских путешественников 19/20 веков (группа из Иннсбурка???)
Российские города и деревни глазами итальянских путешественников 19/20 веков (группа из Милана???)

Чт. 04.09

10.00 – 13.00
Заключительная дискуссия по всем мастер-классам.

С 13.00
Свободное время, вечером: отъезд в Москву (ночной поезд).

Пт. 05.09

Окончание Летней школы

© Институт европейских культур, 1995 - 2008
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру
Разработка и поддержка сайта - Константин Харин
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001