Международный учебно-научный центр РГГУ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК: Новости > Роль наук о культуре в XXI веке

 

Хартмут Кребс
штатс-секретарь Министерства науки и образования
земли Северный Рейн - Вестфалия ФРГ

Роль наук о культуре в XXI веке
(Текст выступления на заседании Ученого Совета РГГУ 25 февраля 2003 г.)
 

Полезность гуманитарных наук и их функции

Несмотря на все достижения прогресса науки и техники, современный мир стоит перед большими проблемами.

Пока еще весьма преждевременно говорить о победе над голодом и бедностью. Большую озабоченность вызывают рост мирового населения и последствия растущего потребления природных ресурсов. Мир стал хрупким. Многие государства в нашем мире охвачены гражданской войной, диктаторские режимы нарушают права человека, локальные и региональные конфликты приводят к глобальным разногласиям.

Наш мир полон напряжения и конфликтов. Работа по разрешению конфликтов между людьми, социальными группами, нациями и культурами представляет собой непрекращающиеся поиски способов примирения интересов и потребностей.

Эти поиски должны иметь прочное основание - глубокое знание друг друга, знание языков и обычаев, истории и культуры. Однако не только знание, но и обмен, благодаря которому мы знакомимся с тем, что кажется чужим, и узнаем его более глубоко. И наконец, наряду со знанием и обменом, растущее понимание общего успеха в преодолении как мелких повседневных трудностей, так и серьезных конфликтов.

Науки о культуре несут огромную ответственность за нашу способность и готовность понимать других людей и другие культуры и мирно взаимодействовать с ними.

Они углубляют знание о культурных общностях и различиях и способствуют мировому обмену в среде международной научной коммуникации. Науки о культуре выполняют следующие основные функции:

  • передают нам знание об истории и культуре, принципах позитивного соседства и демонстрируют примеры варварства;
  • дают нашему образованию формы и смыслы;
  • помогают нам ориентироваться в будущем.

В науках о культуре детально сформулировано наше знание о человеке, его социальных отношениях, творческих возможностях и фантазиях. Эти науки показывают, как человек видит сам себя и во что он вкладывает свои смыслы.

Именно науки о культуре определяют каноны образования, которые, конечно, везде различны. Это понятно, потому что различны культуры и традиции. Науки о культуре изучают содержание образования, а также способы и этапы воспитания. Они продолжают в литературе, истории, философии и других науках то, что сформировалось к нашему времени как плод усилий человечества, направленных на обретение понимания цели и смысла бытия. Без культурологического анализа и рефлексии наши современные системы образования не могли бы функционировать.

И наконец, науки о культуре дают нам точки зрения и основания, которые позволяют критически планировать наше будущее и выбирать подходящие шаги для реализации идей общего блага, мирного соседства и миропорядка, достойного человека. Они помогают нам постоянно предвосхищать наше будущее и адекватно реагировать на его требования.
 

Требования, предъявляемые к гуманитарным наукам в нашу эпоху

Из вышеприведенных аргументов ясно, насколько важны гуманитарные науки, тем не менее в настоящее время зачастую они поставлены перед необходимостью доказывать свое право на существование.

Эта необходимость, без сомнения, связана с проблемами финансирования наших научных предприятий, а также с тем, что не везде признаются общественная важность наук о культуре и ее значение для самоопределения человека.

Притязания и обещания естественных наук и техники с экономической точки зрения нередко выглядят более значительными.

Кроме того, здесь важную роль играет еще одно обстоятельство.

Развитие естественных наук, особенно биологии в области генетики и исследований мозга, привело к тому, что биологические и нейрофизиологические аргументы все чаще используются в области культуры и влияют на наше понимание природы человека.

Таким образом осуществляется постепенное "ползучее" наступление биологизации, которая грозит вытеснением традиционного гуманистического дискурса о природе человека, его особенностях и творческих возможностях.

С учетом исторического опыта, например, социал-дарвинизма или диалектического материализма, конечно, невозможно полностью согласиться с новыми биологизированными определениями человека и общества.

Культура должна противопоставить биологизации свои аргументы, глубокая рефлексия в отношении ценностей и норм поведения должна быть ответом на новую техническую возможность клонирования.

Конечно, было бы преувеличением опасаться, что гуманитарные науки в конце концов будут вытеснены естественными и техническими науками.

Тем не менее, новые достижения естественных наук бросают вызов гуманитарным наукам.

В таких условиях гуманитарные науки не должны позволить оттеснить себя на роль собирателя знаний или хранителя архивов. Им следует принять новый вызов и дать свой ответ на новые знания о человеке. Наше генетическое "оснащение" и биологическая основа нашего восприятия, наших чувств, нашей воли и нашего сознания должны быть по-новому осмыслены и гуманитарными науками.

Это не призыв к постоянным мучительным сомнениям. Это призыв к наступательному выяснению отношений с современным миром. Гуманитарные науки должны осмысливать результаты естественных наук, подвергать их критике и делать понятными главные проблемы нашей современной культуры.

Прежде всего речь здесь идет о ценностях и нормах, которые должны определять нашу жизнь. Сюда относится также взгляд на свободу и ответственность, которым мы должны руководствоваться как в частной жизни, так и в области образования и формирования будущего.

Чего стоят все средства, которыми нас оснащают естественные науки и техника, если мы не можем использовать их на благо человечества и для общего блага? Не есть ли наша высшая цель культура и цивилизация?
 

Гуманитарные науки и общество

Современное общество нуждается в гуманитарных науках, чтобы понять свою собственную природу, а также природу других форм жизни и других целей жизни. Гуманитарные науки рассуждают не о мертвой материи и не об удаленных космических событиях, они рассуждают о нас.

Мы сами есть предмет гуманитарных наук. Эти науки утверждают, что люди должны постоянно объяснять свой мир и самих себя исходя из своих отношений к другим людям, чтобы жить и чтобы каждый мог уживаться с самим собой и с другими.

Гуманитарные науки - это такая территория на карте человеческой культуры, где она изучает и познает себя сама. Изучение ведет к самопознанию и к знанию, которое крайне необходимо для понимания культурных регуляторов человеческой жизни во всех сферах (в экономике, политике, в отношении к окружающей среде и т.д.)

Насколько важно правильное понимание культуры, учит страшный опыт, приобретенный в Европе нами, немцами, на свой лад и русскими - на их особый лад в условиях ложной культуры и идеологии, презирающей человека.

Взгляд на современную политическую ситуацию в мире дает очень четкое представление о том, насколько важны факторы культуры. Мы должны дать убедительный для нас и других людей ответ в связи с проблемами, которые проявляются глобально в жизни человечества.

При этом мы можем следовать убеждениям, которые, начиная с эпохи Просвещения, находили во всем мире все больший резонанс - принципам равенства, демократического регулирования политической власти, прав человека и гражданских прав и многим другим.

В условиях разнообразия культур это создает хорошее основание для необходимого прогресса на пути к общности и признанию особенностей друг друга. Равенство и человеческое достоинство не ограничиваются рамками одной культуры или одной нации, они распространяются на всех людей.

Гуманитарные науки помогут нам понять современную политическую ситуацию и справиться с ней. Новая задача для гуманитарных наук - напряжение между США и многими европейскими государствами.

Европа и Америка разделяют общие понятия о ценностях, но наши политические культуры остаются до сих пор все еще достаточно разными.

Необходимо понять эти различия, чтобы, учитывая их, строить отношения продуктивно и прагматично, а не агрессивно-деструктивно.
 

Гуманитарные науки и Европа

Продолжающийся процесс политического объединения Европы ставит перед гуманитарными науками новые большие задачи. Если бы Европа была только экономическим образованием, символом которого является общая валюта, то вряд ли европейское объединение могло просуществовать долго. Кроме экономического "евро", нам необходимо духовное и эмоциональное "евро", то есть культурное самосознание нашего "европейства", нашей европейской культурной идентичности.

Но было бы неправильным пытаться заменить доминирующую до сих пор национальную идентичность стран и государств Европы единым концептом европейской идентичности.

Напротив, европейское должно вырасти из своеобразия и особенностей различных европейских наций и культур таким образом, чтобы различия в наших традициях не исчезли, а проявились совершенно новым образом. Различия не должны быть вытеснены или подавлены, а, наоборот, должны быть включены и сохранены.

Единство Европы есть единство многообразия и различий. Что конкретно это должно означать, исследуют и делают понятным как раз гуманитарные науки; многочисленные исследования различий и общности европейских культур создают пластичный образ многообразия и богатства. Политика нуждается в этом знании для строительства новой Европы.

Расширение Европейского Союза за счет восточных соседей ставит новые вопросы. Было бы абсолютно неправильным рассматривать это только как распространение условий ЕС на восточноевропейские и южноевропейские страны. Нет, принимая эти новые страны в состав ЕС, Европа воспринимает также новые элементы своей собственной культуры. Благодаря такому расширению Западная Европа обогащается языками, литературами и практическим опытом. Тем самым она приобретает дополнительное качество "европейства".

Близость России позволяет смотреть на нее таким же образом. Россия всегда была частью европейской культуры и одновременно чем-то особенным и другим, и в этом смысле до сих пор ничего не изменилось. Европейскую культуру нельзя представить себе без вклада России. То, что географическая граница Европы проходит через середину России, установлено довольно-таки искусственно. Это символ того, что европейскую культуру нельзя ограничить жесткими рамками. Об этом говорят также права человека и гражданские права. Точка зрения, что эти права универсальны, всегда предполагала некий элемент федеративности, многообразия и различий. На этом мы должны настаивать и в развивающемся процессе объединения.

Россия является для западноевропейских государств важным партнером как в экономике, так и в политике. Россия обогащает европейскую культуру, она оказывала на нее большое влияние в течение столетий. Например, что такое европейский роман без Достоевского и Толстого?

Что, наоборот, Европа может значить для России? На этот вопрос вы, конечно, сами имеете разнообразные ответы и можете сформулировать свои ожидания.

Мы со своей стороны можем сказать следующее: исходя из исторического опыта и понимания проблем современности, а также из интереса к вашей культуре, вашему мышлению и творчеству, мы считаем важным вместе с вами позитивно работать над созданием будущего для нашего общего мира. В этом процессе также участвуют гуманитарные науки. Они помогают нам понимать самих себя, способствуют нашему взаимопониманию и привносят во взаимный обмен принципы, которые укрепляют нашу общность.

Мы счастливы тем, что сегодня разделяем с Россией понятия об основополагающих ценностях политической культуры. Это ценности мира и партнерских отношений, равенства и человеческого достоинства, которые не ограничиваются рамками одной культуры, а распространяются универсальным образом на всех людей.

Сегодняшние проблемы, которые у нас, европейцев, существуют теперь в отношениях с США, связаны с озабоченностью, с которой мы наблюдаем, как американская политика, по-видимому, отказывается от принципа универсальности этих общих ценностей. Об этом убедительно свидетельствует отказ США от участия в международном уголовном суде над преступлениями против человечества.

Гуманитарные науки - это та инстанция в наших обществах, которая исследует подобные ценности в их историческом развитии. Эти науки разрабатывают знание о силе гуманизма, но также и о противостоящих ему традициях, ведущих к варварству и антигуманизму.

Гуманитарные науки - существенная часть культуры, которая нас объединяет, а именно, культуры разумного аргументирования, доказуемых утверждений об истине и идеологического и критического дистанцирования от всех несвободных форм и процедур толкования мира.

В периоды кризисов роль гуманитарных наук должна быть снова и снова преосмыслена и переформулирована.

Гуманитарные науки должны использовать предъявляемое к ним требование оправдать свое существование для того, чтобы возвысить свой голос. Они могут это сделать, поставив вопрос об основных нормах свободы, равенства и человеческого достоинства и подтвердив и укрепив их присущими им как наукам разумными доводами.

Это следует сделать вопреки лжепророчествам нашего собственного цеха, вопреки лжепророчествам естественных наук и техники, а также вопреки прогнозам врагов открытого, плюралистического и свободного общества.

© Институт европейских культур, 1995 - 2008
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру
Разработка и поддержка сайта - Константин Харин
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001