Международный учебно-научный центр РГГУ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Блок-лекции > Религия и фольклор: вопросы антропологии религиозности > Программа

 

Религия и фольклор: вопросы антропологии религиозности

Руководитель: Панченко Александр Александрович (Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН)
 

Программа блок-семинара

1. Вводная лекция.

Религия как вид опыта, сфера культуры и социальная организация. Сакральное и сверхъестественное. От Дюркгейма до Бергера: социальные теории религии в XX в. Церкви, секты и культы: вопросы типологии религиозных организаций. Религия и социальный конфликт. Религиоведческая проблематика в исторической антропологии, этнологии и фольклористике второй половины XX в. Религия и постмодернизм.

"Многообразие религиозного опыта" в современном мире. "Божественное социальное" и "латентная религиозность". Новые религиозные движения: социальная антропология и работа фольклориста.

Народ, традиция, фольклор: ценностные модели и идеологические стратегии в фольклористике XIX - XX вв. "Поэтика и политика" в этнологии и фольклористике. Систематика и деконструкция: принцип интегративного описания и анализа.

2. Лекция. Вопросы исследования массовой религиозности и религиозного фольклора: мировой опыт и русская наука

Проблема "народной религии" в исторической антропологии, этнологии и фольклористике. М. Нильссон и Э. Доддс о "греческой народной религии". Школа "Анналов" и англо-американская медиевистика. Критика "теории пережитков", анализ локальных культов и функциональный подход как основные составляющие теории "народной религии".

Исследование массовой религиозности в американской фольклористике. Работы Д. Йодера. "Vernacular religion" Л. Примиано: деконструкция "двуступенчатой модели". "Постмодернистское религиоведение" в современной американской фольклористике: работы Д. Хаффорда, М. Мотц и др.

Исследование народной религии в России. Ученые, литераторы и философы рубежа XIX и XX вв. Марксистское религиоведение Н. Материна. Исследования 1990-х гг.

Как изучать религиозный фольклор. Институции, практики и религиозный опыт. Священные тексты и логика интерпретаций. Религиозный фольклор на социально-идеологическом фоне. Персональный нарратив и массовая религиозность.

3. Коллоквиум. "Язычество", "суеверия", "народная религия": концепты и интерпретативные модели

Для обсуждения предлагаются следующие темы:

  • Как соотносятся религиоведческие концепты, идеологические модели и стратегии интерпретации
  • "Верующий религиовед": как влияют конфессиональные приоритеты на работу исследователя религиозного фольклора и массовой религиозности
  • Фундаментализм, толерантность и рефлексия в изучении массовой религиозности
  • Инквизиторы как антропологи, антропологи как инквизиторы: типологическое соотношение следствия о ереси и полевого интервью

Литература к коллоквиуму:

  1. Ginzburg K. The Inquisitor as Anthropologist // Ginzburg K. Clues, Myths, and the Historical Method. Baltimore, 1992.
  2. Hufford D.J. The Scholarly Voice and the Personal Voice: Reflexivity in Belief Studies // Reflexivity and the Study of Belief. Ed. D.J. Hufford (Western Folklore. Vol. 54. 1995. No 1. Special issue).
  3. Hufford D.J. Traditions of Disbelief // The Folklorist and Belief. Ed. L. Fish (New York Folklore. Vol. 8. 1982. No 3 - 4).
  4. Primiano L.N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklife // Reflexivity and the Study of Belief. Ed. D.J. Hufford (Western Folklore. Vol. 54. 1995. No 1. Special issue).
  5. Rosaldo R. From the Door of His Tent: The Fieldworker and the Inquisitor // Writing Culture: The Poetics and Politics of Ethnography. Eds. J. Clifford, G. Marcus. Berkeley, 1986.
  6. Wilson W.A. Folklore, a Mirror for What? Reflections of a Mormon Folklorist // Reflexivity and the Study of Belief. Ed. D.J. Hufford (Western Folklore. Vol. 54. 1995. No 1. Special issue).
  7. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт церкви в народном христианстве. СПб., 2000. С. 331 - 342.
  8. Громыко М.М. О единстве православия в Церкви и народной жизни русских // Традиции и современность: научный православный журнал. 2002. N 1.
  9. Громыко М.М. Этнографическое изучение религиозности народа: заметки о предмете, подходах и особенностях современного этапа исследований // ЭО. 1995. N 5.
  10. Панченко А.А. Инквизиторы как антропологи, антропологи как инквизиторы // Живая старина. 2001. N 1.

4. Лекция. "Религия ландшафта": религиозные практики русских крестьян в XIX - XXI вв.

"Язычество" и "христианство" в истории России. Концепция двоеверия и практическая религиозность. "Культура дороги" и "культура ландшафта" в аграрной традиции. Мифология времени и пространства в крестьянской общине.

Крестьянская религиозность как "религия ландшафта". Типы и функции крестьянских религиозных нарративов. Иерофания в лесу: основные особенности культа местных святынь. Умершие предки и святые-покровители. Сакральное время в крестьянской культуре, мифология и ритуалистика праздничного дня. Религиозный авторитет и почитание местных святынь.

Социальная феноменология крестьянской религиозности. Крестьяне и демоны: социальная феноменология демонической одержимости и колдовства в крестьянской культуре. Эсхатология и аккультурация: толки о "последних временах" как следствие аккультурационных процессов.

5. Лекция. "Русское сектантство": от хлыстов и скопцов до виссарионовцев и Белого братства

"Русское сектантство" XVIII - XIX вв.: генезис и типология. Народные религиозные движения и типы массовой религиозности. Культурное наследие "русского сектантства" и перспективы фольклорно-этнологического анализа.

"Сектанты-мистики", христовщина и скопчество как религиозно-культурный тип. Генезис и функции ритуала и фольклора у хлыстов и скопцов. Движения молокан и духоборцев как формы крестьянской герменевтики. "Русский народный иудаизм": религия и идентичность в культуре сектантов-субботников. Новые религиозные движения в современной России. НРД с точки зрения социологии религии. НРД и работа фольклориста. "Персональный нарратив" С. Шталь и рассказы "последователей". "Анти-сектантский дискурс" и фольклористический анализ.

6. Коллоквиум. "После второго пришествия": многообразие религиозных культур в современной России

Для обсуждения предлагаются следующие темы:

  • Типы и формы религиозности в советской и пост-советской культуре
  • Истоки, современное состояние и будущность российских новых религиозных движений
  • "Конфессиональный рынок" в современной России: христианство или пост-христианство
  • Религия в обществе потребления: городская материальная культура и религиозность

Литература к коллоквиуму:

  1. Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социо-логос: Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. М, 1991.
  2. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. М., СПб., 2002.
  3. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. СПб., М, 2000.
  4. Щипков А.В. Во что верит Россия: Курс лекций. СПб., 1998.
© Институт европейских культур, 1995 - 2008
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру
Разработка и поддержка сайта - Константин Харин
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001