ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ
АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИЯХ ПУБЛИКАЦИИ ФОТОАЛЬБОМ
ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ "МЫСЛИТЬ ЕВРОПУ" (1999) ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ "ОБРАЗОВАНИЕ ЕВРОПЫ" (2000) ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ "ВИДЕТЬ ЕВРОПУ" (2001)

Материалы мастер-класса О.В. Аронсона

О.В. Аронсон
Лаборатория постклассических исследований, Институт Философии РАН, Москва.

"Кинематограф и границы Европы."

  1. Понятие "Европа".

    Феноменология границы: территория или пространство. Современная колонизация. Оппозиции "Запад - Восток", "Европа - Америка", "Европа - Не-Европа". Кинематографическое описание этих границ. Структуры идентичности.
    Генезис границы. Проблема Другого. Культура и ценности Запада. Изменчивость границ. Ретерриториализация и детерриториализация. Война и искусство как способы преодоления и установления границ.
    Границы вне территорий: опыт, свобода, любовь.

    Фильмы: "Великая иллюзия" (реж. Ж. Ренуар, 1938),
    "Свинарник" (реж. П.-П. Пазолини, 1969),
    "Алиса в городах" (реж. В. Вендерс, 1974),
    "Интимный дневник" (реж. П. Гринауэй, 1996),
    "Вдова с острова Сен-Пьер" (реж. П. Леконт, 2000).
    Литература: Ж. Ле Гофф. Открывая Европу. М, 2000.
    П.-П. Пазолини. Теорема. М: Ладомир, 2000.
    М. Хайдеггер. Европейский нигилизм. В кн. М. Хайдеггер. Время и бытие. М: Республика, 1992.
    М. Бланшо. Неописуемое сообщество. М, 1996.
    S. Kracauer. The Mass Ornament. Harvard Univ. Press, 1995.
    G. Deleuze. Nietzsche and Philosphy. Columbia Univ. Press, 1983.
    J.-L. Nancy. Shattered Love. In: J.-L. Nancy. The Inoperative Communite. Univ. of Minnesota Press, 1991.

  2. "Европа" как схема восприятия.

    Разум, свет, зрение. Универсализация взгляда. Изобразительная и литературная традиция формирования образа. Techne: искусство как способ присвоения образов. Проблема "внутреннего": собственность, идентичность, личность. Идеология души. Штапы психологизма, историзма, социологизма. Культурные коды и их преодоление. Левый радикализм и феминизм.

    Фильмы: "Человек с киноаппаратом" (реж. Дзига Вертов, 1929),
    "Week-End" (реж. Ж.-Л. Годар, 1967),
    "Жанна Дильман" (реж. Ш. Акерман, 1975),
    "Роман" (реж. К. Брейя, 1999),
    "Человечность" (реж. Б. Дюмон, 1999),
    "Танцующая в темноте" (реж. Л. фон Триер, 2000).
    Литература: М. Хайдеггер. Вопрос о технике. В кн. М. Хайдеггер. Время и бытие. М: Республика, 1992.
    М. Фуко. Порядок дискурса. В кн. М. Фуко. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М: Касталь, 1996.
    А. Бадью. Апостол Павел. Обоснование универсализма. М - СПб, 1999.
    J. Lacan. The Four Foundamental Concepts of Psycho-Analysis. L., NY: Penguin Books, 1979. Ch. 3.
    G. Deleuze, F. Guattari. Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia. Preface by Michael Foucault. Univ. of Minnesota Press, 1983.

  3. Метафизика света.

    Lumen naturalis Декарта и традиция субъетивности. Свет как условие видения и познания. Проблема источника света. Религиозная традиция. Оппозиция свет - темнота. Язык световых образов живописи и литературы. Свет и Слово.
    Кино как материалистическая технология света. Разведение света и разума. Оппозиция свет - цвет, или Lumen opactum (Гёте).
    Лицо и Взгляд: западно-европейская схема распознания души. Лицо и Светоносный Лик: православная традиция. Лицо в кино, крупный план и аффект. Лицо и Свет: конструкция этического аффекта. Опыт vs. психологическое переживание.

    Фильмы: "Страсти Жанны Д'Арк" (реж. К. Дрейер, 1928),
    "Земля" (реж. А. Довженко, 1930),
    "Слово" (реж. К. Дрейер, 1950),
    "Молчание" (реж. И. Бергман, 1962),
    "И стал свет" (реж. О. Иоселиани, 1995).
    Литература: Р. Декарт. Мир, или Трактат о свете. В кн. Р. Декарт. Собр. соч. в 2-х тт. М: Мысль, 1989.
    В. Беньямин. Искусство в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки, N 2, 1991.
    П. Флоренский. Иконостас. СПб: Axioma, 1994.
    Э. Левинас. Избранное: Тотальность и бесконечное. М - СПб, 2000.
    G. Deleuze. Cinema 1: The Movement-Image. Univ. of Minnesota Press, 1989. (Ch. VI. The Affection-image, Face and Close-up).

  4. Россия и Запад в советском и российском кинематографе.

    Кинематографические образы России, ориентированные на универсальное (т.е. европоцентричное) восприятие: Россия как представление.
    Россия как территория и как форма иного перцептивного опыта. Русская литература XIX - XX вв. как исток кинообразности. Политика и геополитика в кино. Россия и Восток. Концепции диалога культур и "философия первода".
    Элементы национальной специфики в кинематографе. Непереводимое и абсолютно переводимое в языке кинообразов.

    Фильмы: "Иван Грозный" (реж. С. Эйзенштейн, 1944 - 1946),
    "Андрей Рублев" (реж. А. Тарковский, 1966),
    "Дни затмения" (реж. А. Сокуров, 1988),
    "Сибирский цирюльник" (реж. Н. Михалков, 1998),
    "Брат - 2" (реж. А. Балабанов, 2000).
    Литература: Н. Бердяев. Русская идея // Вопросы философии, N 4, 1989.
    М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М: Искусство, 1986.
    Б. Гройс. Россия как подсознание Запада. В кн. Б. Гройс. Утопия и обмен. М, 1993.
    В. Подорога. Евнух души. Позиции зрения в творчестве А. Платонова // Параллели, N 1, 1992.
    В. Беньямин. Московский дневник. М: Ad Marginem, 1997.
    Ph. Lacoue-Labarthe. Typographies: Mimesis, Philosophy, Politics. Harvard Univ. Press, 1989.
    F. Jameson. The Geopolitical Aesthetic: Cinema and Space in the World System. Indiana Univ. Press, 1992. (Part Two, Ch.1. On Soviet Magic Realism).

  5. Советское как опыт.

    Знаки советского в западном и российском кинематографе. Советская политическая киномифология. Соцреализм.
    Категория "советского" и ее гносеологический характер. Советское как тип восприятия и способ выражения. Иностранный фильм в восприятии советского зрителя. Эстетика цензуры.
    "Советское" как способ преодоления дихотомии Россия - Запад. Эксцентрика повседневности (сопротивление "взгляду европейца") или разрушение формы зрелища. Открытие кинематографа имманентного советскому способу существования.
    Внетерриториальность и анти-универсальность советского как опыта.

    Фильмы: "Клятва" (реж. М. Чиаурели, 1938),
    "Июльский дождь" (реж. М. Хуциев, 1967),
    "Познавая белый свет" (реж. К. Муратова, 1977),
    "Мой друг Иван Лапшин" (реж. А. Герман, 1984),
    "Прорва" (реж. И. Дыховичный, 1992),
    "Хрусталёв, машину!" (реж. А. Герман, 1999).
    Литература: А. Бергсон. Материя и память. Гл. 1. М, 1992.
    С. Эйзенштейн. Монтаж киноаттракционов. М: Киноцентр, 2000.
    А. Синявский (Абрам Терц). Что такое социалистический реализм? В сб. Избавление от миражей. М: Советский писатель, 1990.
    М. Рыклин. Террорологики. Тарту-Москва: Ad Marginem, 1992.
    Е. Петровская. Сумерки советского // Ex Libris, N 38 (161), 2000.
    M. Dufrenne. Phenomenologie de l'experience esthetique. P., 1953.
© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.