ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ
АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИЯХ ПУБЛИКАЦИИ ФОТОАЛЬБОМ
ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ "МЫСЛИТЬ ЕВРОПУ" (1999) ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ "ОБРАЗОВАНИЕ ЕВРОПЫ" (2000) ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ "ВИДЕТЬ ЕВРОПУ" (2001)

Наталья Самутина

Вторая Международная Летняя Академия ИЕК "Образование Европы"

Крым, Форос, 14 - 27 августа 2000 года

Образование - с удовольствием!

В Институте европейских культур немало оригинальных образовательных форм: тематические блок-лекции, научные и дипломные семинары, начинающий свою работу киноклуб. Но, без сомнения, самая любимая и слушателями, и преподавателями форма - выездные Академии, с их Мастер-классами, бурными дискуссиями и неформальным общением на пляже. Вторая Летняя Академия Международного консорциума по изучению европейских культур - "Образование Европы" - проходила на территории прекрасного историко-культурного памятника - санатория Форос, прямо в каминном зале особняка промышленника Кузнецова. Слушатели и мастера отважно боролись с сорокаградусной жарой, но не бросали своих "учебно-боевых постов".

Академия состояла из трех Мастер-классов, посвященных последовательно истории, современному состоянию и возможному будущему европейского образования (в которое, с оговариванием специфики, включалось и образование российское).

Первый Мастер-класс, под названием "Прошлое. Традиции и истоки", вел профессор Хельмварт Хиердайс (Австрия). В лекциях профессора шла речь об истории концептов "образование" и "воспитание" в европейской традиции, о разных теориях и эпохах образования (от классического научного образования, формирующего общественную элиту, до современного образования с точки зрения субъекта, саморазвивающегося индивида). Переходя к современному образованию, профессор Хиердайс особо подчеркнул его социальные компетенции, ситуационность, способность к постоянному переобучению, к "сетевому мышлению". Доклады слушателей в этом Мастер-классе были посвящены истории высшего образования в России в 18 веке (проф. А.В. Камкин, Вологда), Царскосельскому лицею и опыту сословного образования в России 19 века (О.В. Гавришина, Москва), складывающимся в 20-30 годы системам партийно-коммунистического образования в СССР (И. Грабовски, Бохум, Германия и Т. Димони, Вологда), а также термину "образование" у Вильгельма Гумбольдта (Ш. Гронвальд и И. Гунтерманн, Бохум, Германия).

Вторым Мастер-классом, "Настоящее в образовании", по очереди руководили профессор Барт МакГеттрик (Шотландия) и доктор Александр Хворостов (Россия). Профессор МакГеттрик блестяще на практике подтвердил тезисы проф. Хиердайса о ситуационности образования, превратив свой доклад "Основные тенденции образования в Европе в XX веке" в социально-ролевую игру. Слушатели обсуждали цели и тенденции высшего образования в их собственных вузах; разбившись на группы, определяли соотношение исследовательской, образовательной и коммерческой деятельности вуза; наконец, совместно разработали план-концепцию виртуального "Форосского университета". Особое впечатление на слушателей произвела гуманистическая направленность рассуждений профессора МакГеттрика о задачах образования в современном мире.

Социолог доктор Александр Хворостов представил слушателям развернутую концепцию социальных изменений в XX веке под названием "Традиции, модернизация и будущее образования в Европе". Ее основной идеей стала взаимосвязь технологической базы (индустриализация, развитие глобальных коммуникаций и т.д.), социально-культурной динамики (укрепление демократии, мультикультурализм, глобализация и т.д.) и динамики в образовательных процессах (свободный доступ к образованию, его компьютеризация, новые модели массового образования и т.д.). Способы аргументации этой глобальной концепции вызвали оживленные дискуссии среди слушателей. В их собственных докладах речь шла о методике преподавания современной массовой культуры (В.В. Зверева, Москва) и методологии гуманитарного знания (А.М. Перлов, Москва), а также о проблемах образования в России на примере такой его формы, как летняя школа (Н.В. Самутина, Москва).

Третий Мастер-класс профессора Манфреда Фасслера (Германия) назывался "Образовательные технологии в будущем. Философия и социология образования". Будущее видится немецкому профессору как решение проблемы приспособления старых образовательных институтов к новым формам, повышение технологической компетенции образования. Среди основных тенеденций будущего образования были названы его визуальность, национальная и социальная недетерминированность, отмечены общецивилизационные черты. Профессор Фасслер уделил немало внимания понятию ответственности в информационном обществе, теме знания как средства агрессии и тех изменениий и даже разрушений, к которым оно может привести.

Дискуссии среди слушателей вызвала тематика виртуальной антропологии, в частности, наблюдения профессора о проекции человеком в виртуальную реальность концепций природы - "твой виртуальный кактус умрет, если ты не поливаешь его своей виртуальной рукой". А доклады были посвящены проблемам построения моделей образованного человека (А.В. Ачкасов, Курск), проектам образования после "конца истории" у Вилема Флуссера (Е. Биндер, Австрия), а также перспективам электронных учебников по истории России (развернутый доклад д-ра К. Вашика, Германия, сопровождающийся презентацией CD-ROM по истории русского плаката).

Как всегда бывает в летних академиях, творческое общение слушателей и мастеров в неформальной обстановке оказалось столь же продуктивно, как и официальные занятия. А сам высокий состав слушателей - среди них были не только преподаватели, но и ректоры российских вузов - позволяет быть уверенными, что в настоящее время они не только размышляют о теориях образования, но и активно применяют крымский опыт на практике.

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.