|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
ИЕК > Информация об Академиях > Летняя Академия 1999 г. > Мастер-класс Л.Д. Гудкова | |||||||||||||||
Лев Дмитриевич Гудков (ВЦИОМ, Россия) "Тотальный дизайн: от смысла жизни к стилю жизни." Рациональность и понимание; точка зрения социологии культуры. Рациональность, процесс рационализации - центральная тема всей европейской культуры нового и новейшего времени. С концептуальными разработками этой проблемы связаны и специфические антропологические представления о человеке в разных дисциплинах и областях знания, соответственно, моделях культуры и проч. Развитие этой темы шло от идеи нормативного (“объективного” или “объективно долженствующего быть”) смысла (соответственно, нормативных же - идеальных, обязательных - моделей человека, разделяемых определенной социальной группой, воспринимающей себя как “общество”) к осознанию самого факта легитимности многообразных субъективных смыслов и представлений (их культурной значимости, самоценности) и пониманию их другими. Реакцией на эрозию социальной определенности хранителей “культуры” стали, с одной стороны, консервативные и неотрадиционалистские разработки, а с другой - культурный и методологический релятивизм. Хотя и то, и другое оказалось слабо связанным с собственно предметными разработками в различных дисциплинах, дискуссии по этим вопросам оказали существенное влияние на самопонимание образованной публики и идеологию репродуктивных институтов (в первую очередь - университетскую гуманитарную среду). Эмпирически же работающие исследователи в гуманитарных и социальных науках неизбежно должны были опираться на более или менее эксплицированную конвенциональную схему рациональности, поскольку она определяла параметры понимания Другого и, соответственно, схемы объяснения его действий и собственных интерпертаций аналитика. Один из наиболее частых предметов критики академической науки со стороны постмодернистов - трактовка рациональности как нормативной категории ангажированного и зависимого мышления специалистов или идеологов. Обычно в современной философии и методологии науки ограничиваются использованием лишь двух типов рациональности - содержательной (ценностная рациональность) и формальной, или инструментальной (целерациональность). Однако спектр типов рациональности гораздо шире. Отталкиваясь от работ М. Вебера и его комментаторов (прежде всего - Ф. Тенбрука), докладчик ставит своей задачей развернуть проблему рациональности как проблему социологии культуры, рассматривая ее как структуру сложного (рефлексивного, возвратного, “закрытого”) социального действия. “Сложность” его структуры обусловлена тем, что один модальный план его значений представляет собой нормативные элементы, вводящие правила реализации другого плана действия (так, дети “договариваются”, устанавливают правила своей ролевой игры в “дочки-матери”, в “войну” и т.п.”). Иначе говоря, “рациональным” мы называем такое смысловое действие, которое содержит свое собственное объяснение - конвенциональные нормы условий и порядка своей реализации, тем самым становится доступным для воспроизводства (и понимания другими). Трудности (методологического порядка) связаны с необходимостью рассмотрения символических структур, "текстов", "культурных артефактов" как структур взаимодействия, соответственно, требованием видеть за их элементами фигуры потенциальных адресатов, явных и латентных действующих лиц. Сам феномен "рационализации" возникает как специфический смысловой синтез “идей” (концептуальных предметных разработок, "картины мира", "конструкции реальности" и т.п.) и “интересов” (групповых, институциональных и т.п. ценностных установок и мотивов действия). Специально (если хватит времени) докладчик собирается остановиться на вопросах носителей "рациональности", канонах интерпретации и формах культурной репродукции рационального, негативном семантическом ореоле рациональности в современной русской культуре. Проблема повседневности в социологии культуры. Идея “культуры повседневности” и ее рецепция в России. Возникновение и рутинизация этнометодологии в социологии в 70 - 80-х годах. Функциональная и ценностная двойственность категории “повседневность”. Ситуация в России - конец мобилизационного общества, распад государственной организации культуры и кризис интеллигенции как репродуктивной бюрократии. Амбивалентность значений повседневности в современной российской массовой культуре и в массовом сознании (принцип “негативной идентификации”). Комплексы массового сознания.
Образы нормальной жизни и Иного в современной культуре и их функции: границы нашего интереса и понимания другого - что мы можем взять, понять, что нам интересно в другом?
|
© Институт европейских культур, 1995 - 2005 Замечания и предложения сообщайте web-мастеру |
Разработка и поддержка сайта - Константин Харин Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001 |