ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИЯХ 1 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 1999 2 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 2000 3 ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ 2001
4 ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ 2004 5 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 2005 ПУБЛИКАЦИИ ФОТОАЛЬБОМ
ИЕК > Информация об Академиях > Летняя Академия 1999 г. > Мастер-класс Й. Рюзена

 

Материалы мастер-класса Й. Рюзена

Йорн Рюзен (Институт культурных исследований, Эссен, Германия)

"Сознание истории, культура истории, историческая память."

В первый день должна обсуждаться тема “Сознание истории, культура истории, историческая память”. Здесь речь идет об основополагающих вопросах того, в каких перспективах Прошлое, становясь Историей, приобретает актуальность Настоящего, какое значение при этом уделяется индивидуальному и коллективному воспоминанию, как из этого развиваются (и в каком отношении к этому процессу находятся) историческое мышление и историческая наука. Культура истории как совокупная область ментальных действий, при помощи которых люди, истолковывая прошлое, понимают свое настоящее и ожидают своего будущего, должна анализироваться в свете трех существенных факторов: эстетического, политико-морального и когнитивного. Этим трем перспективам соответствуют три измерения; их различия и взаимосвязи исследуются на семинаре. В порядке обобщения надлежит задаться вопросом о возможности обоснованного синтеза этих различных перспектив.

Во второй день обсуждается тема “историзация национал-социализма”. Речь здесь пойдет не только о т.н. “споре историков”, но о том, какую роль память о национал-социализме сыграла в Германии (прежде всего в ФРГ) после 1945, и о значении понятия “историзация”. Дебаты об историзации должны быть проанализированы на примере спора, представленного в переписке Саула Фридлэндера и Мартина Бродзата. Проблематизируются возможности и границы исторически-научного понимания национал-социализма и в особенности Холокоста, способность тех, кто родился намного позже, увидеть и воспринять значение этих явлений. Следует подробно рассмотреть две научно-методические интерпретационные стратегии: историю повседневности и историю структур.

Центром занятий в третий день станет спор о памятнике Холокосту в Берлине. Здесь речь меньше пойдет об исторической науке, чем о политической, эстетической и моральной сторонах отношения немцев (и евреев) к Холокосту. Особого интереса заслуживает соотношение политического и эстетического измерений общественной памяти о Холокосте в Германии.

Четвертый день продолжает основную проблему памяти о Холокосте и рассматривает проблему “исторического смысла” применительно к ХХ веку. При этом происходит возвращение к кругу тем первого дня, с несомненным заострением вопроса об обоснованности критериев смысла исторического мышления. В этой взаимосвязи будет упомянуто о значении понятия травмы для исторического мышления.

© Институт европейских культур, 1995 - 2005
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру
Разработка и поддержка сайта - Константин Харин
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001