Материалы мастер-класса А.А. Рыбакова |
|
А.А. Рыбаков (ВГПУ, Россия)
"Европа в контексте русского искусства XII - XX вв.: проблемы рецепции, контаминации и интерпретации".
Среди многих функций и потенций искусства к числу важнейших относится его коммуникативное религиозное назначение как ретранслятора идей в образы, обращенного главным образом к сфере чувственного опыта и воздействующего на рецепторы духовной субстанции личности. Как известно из древнейших русских летописей, в качестве катализатора процессов восприятия и носителя идей космологического, теологического и социоконвенционального уровней, художественный образ на Руси нередко играл важную (иногда решающую) роль со времен Владимира Святого (X в.).
Несомненно, что факт разделения церквей в 1054 г. отражал реальные противоречия между Востоком и Западом как в области политики и церковно-религиозной практики, так и в художественной интерпретации мира. Вместе с тем и католический Запад, и православный Восток до реформационных движений XV в. находились в сфере идей и идеалов единого христианского культурного пространства, имея, естественно, существенные различия в художественной практике семиотического, морфологического и технико-технологического характера как следствия специфики этнокультурной истории народов, наций и государств.
Семинар должен явиться опытом концептуализации межкультурных исследований по проблемам культурного перевода в сфере изобразительных искусств (живопись, скульптура и архитектура, возможно, с привлечением искусства кино и фотографии). В программе мастер-класса 2 лекции, 2 семинарских занятия и заключительная дискуссия.
- Вводная лекция.
Культ Богоматери, Архангеля Михаила, святых Николая, Климента и местных святых на Западе и в России. Их иконография в русской иконописи и деревянной скульптуре, в живописи и пластике Германии и Франции XI - XX веков. Полиморфизм и детерминация иконографических изводов (версий).
- Семинар по теме вводной лекции.
Дискуссия об основных проблемах, поднятых во вводной лекции. Возможны темы коротких сообщений или письменных рефератов:
- Ваше знакомство с художественной культурой и с христианской иконографией Запада и России;
- Образ Богоматери и христианских святых в рукописной в старопечатной книжной традиции Запада и России (менологии, миссалы, агиографические и поэтические сборники, минеи, повести и сказания, в т.ч. иллюминованные);
- Ознакомление с памятниками иконографии в собраниях вологодских музеев и с практикой их реставрации в Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря.
- Лекция.
Образ России и русского в искусстве и в эстетическом сознании Запада. Русские альбомы и записки иностранных путешественников XV - XVIII вв. Русский авангард и русская икона в культурном пространстве Запада XX в.
- Семинар по теме лекции.
Возможные темы коротких сообщений или письменных рефератов для дискуссии:
- Рецепция западной архитектуры в России от Аристотеля Фиораванти до Ле Корбюзье;
- Русская икона и авангард: проблемы художественной контаминации;
- Русское искусство в социоконтинууме Запада XX в.Русская эмиграция в культуре Запада. Масс-медиа о русской культуре.
- Заключительная дискуссия.
В заключение семинара можно вынести обсуждение следующих тем:
- Существует ли проблема христианизации искусства и культуры в Европе и в России? Ваша оценка актуальности этой проблемы для Европы и России XXI века;
- Агиология, агиография и иконография новых святых в XX в.;
- Генезис, рецепция и интерпретация образов на Западе и в России;
- Проблемы языка культуры и иконологии. Отражение сверхчувственного опыта в структуре семиотики современного искусства Запада и России.
|